- Построить такой домик стоит три-четыре миллиона рублей, это без учета коммуникаций. А до 50% стоимости Правительство субсидирует из бюджета, - Максим Решетников показывает на футуристический шатер, который возвышается за его спиной. Внутри шатра - мини-кухня, просторная зона отдыха, душ с туалетом. Спальня - отдельно. Своя терраса с ротанговой мебелью. За панорамными окнами речка блестит, бассейн на территории. Круто!
С главой Минэка мы беседуем о развитии туризма. Поэтому и выбрали для общения не кабинет, а глэмпинг в Тульской области. Глэмпинг – относительно новый формат размещения, гремучая (особенно по вечерам) помесь кемпинга и отеля: живешь на природе, но не в палатке, а в домике или таком вот шатре со всеми удобствами.
- Максим Геннадьевич, тут сама атмосфера располагает к беседе о туризме и отдыхе! Тем более туристический сезон сейчас в самом разгаре. Расскажите, как он проходит, о чем нам уже говорят цифры?
- Цифры показывают нам серьезный рост спроса.
В прошлом году было около 80 млн турпоездок по стране. А по этому году ждем, что планка в 90 миллионов будет превышена. И, судя по данным за первое полугодие, мы действительно идем на эту цифру. Россияне стали активнее ездить и больше доверять своей стране. И это уже точно не постпандемийное или какое-то другое восстановление - это реальное изменение спроса. Бизнес тоже поверил в туристическую отрасль и стал активнее в нее инвестировать. Причем это касается и малого, и крупного бизнеса.
И еще очевиден определенный рост цен, который говорит нам о том, что предложение явно не поспевает за ростом спроса на туристические услуги.
- И как за ним угнаться?
- По поручению президента Правительство развернуло масштабные программы поддержки. В частности, субсидируем строительство модульных гостиниц, глэмпингов, которые возводятся за считанные дни. Регионы и бизнес сейчас активно достраивают, вводят эти домики в эксплуатацию.
Помимо этого, сейчас реализуется большая программа по поддержке строительства уже крупных туристических объектов, «точек притяжения». Понятно, что, в отличие от таких домиков, их быстро не построишь – процесс может занимать два-три, иногда четыре года. В этом году поддержано больше 160 таких проектов. Это не только крупные гостиницы, но и 10 аквапарков, около 10 горнолыжных курортов, три парка развлечений.
Но не менее важны и объекты вроде того, где мы сейчас с Вами находимся. Здесь исторически была большая база отдыха, старые щитовые домики... И вот сейчас, благодаря предпринимательской инициативе и программам господдержки, эта база активно обновляется. Здесь построили не только три-четыре типа таких быстровозводимых домиков - благодаря субсидиям появился бассейн, набережная.
К слову, рядом другой предприниматель арендовал поляну, где проводятся фестивали. То есть возникает синергия, мощный центр притяжения.
- Но ведь притягивать людей он будет только летом.
- Не только. Конечно, если все это использовать 4-5 месяцев в году, окупаемости не будет. Поэтому задача - привлекать туристов 10-11 месяцев в году. И в последнее время такая тенденция есть.
С одной стороны, предприниматели все это понимают, и у них есть интересные идеи - например, строить (рядом с гостиницами или на их территории, - Ред.) концертные залы, термы. Они хотят проводить фестивали, еще какие-то мероприятия, в том числе для детей. Появляются всевозможные развлечения - квадроциклы, снегоходы и т. д. Все это даст возможность отелю или базе отдыха работать дольше, максимально сглаживать сезонность.
И с другой стороны, есть мощный спрос – людям интересно, люди готовы, люди поверили в отдых в стране. Если все это грамотно реализовать, получится очень здорово и интересно.
СТРОИТЕЛЬСТВО С НУЛЯ
- Во многих странах туризм – одна из важнейших отраслей экономики. Какую роль играет туризм в экономике России?
- В 2023 году доля туризма в ВВП составила 2,8%. С одной стороны, это больше, чем было до этого (см. «Конкретно»). С другой, мы пока далеки от цели в 5%, которую поставил президент. Но к 2030 году, я думаю, мы ее достигнем.
Во-первых, благодаря тем программам поддержки, которые Правительство развернуло сейчас. Во-вторых, идет легализация сектора. В России сектор туризма все-таки больше, чем говорит о нем статистика.
Но и цифра в 5%, честно говоря, явно не предел. Это только промежуточная цель. В том числе и на фоне других экономик.
Например, китайской экономике туризм - и в основном внутренний - дает почти 10% ВВП. Доля туризма во многих других странах тоже доходит до 10%.
И сейчас важно раскрутить этот маховик, сделать отрасль туризма самодостаточной, устойчивой и прибыльной.
- А разве она не прибыльная?
- По прошлому году идет рост прибыли в секторе туризма на 50%. Но если прибыть растет, это не значит, что господдержку нужно сворачивать. Понятно, что с федеральными субсидиями, льготным кредитованием при грамотном подходе проекты можно окупить за 3-5 лет. Но, как я уже сказал, рост цен говорит нам, что предложения не хватает. Значит, надо запускать новые продукты и поддерживать бизнес, который это делает.
- И какие интересные проекты в сфере туризма сейчас запускаются в стране?
- Мы идем сразу в нескольких направлениях.
Первый из мегапроектов – это «Пять морей и озеро Байкал». Этот проект на контроле у президента.
В рамках этого проекта появятся новые курорты на Черном, Азовском и Каспийском морях, на Балтике в Калининградской области, в Приморском крае - например, южнее Владивостока есть прекрасные места. Также новые курорты будут построены на Байкале – со стороны и Бурятии, и Иркутской области.
По факту, все это - строительство с нуля. Это означает очень серьезные капитальные затраты: строительство транспортной и энергетической инфраструктуры, коммуникаций, очистных сооружений... Для бизнеса и государства это больший риск, потому что речь идет про новые места, которые еще нужно раскручивать. Но в конечном итоге затраты все равно окупятся: в гостиницах станут отдыхать люди, деньги будут оставаться внутри страны.
Туризм в этом плане - беспроигрышная тема. Это самый высокий мультипликатор (когда рост инвестиций дает еще большее увеличение дохода, - Ред.).
Но вернемся к проектам. Сейчас много горнолыжных инициатив. Среди них, традиционно, Кавказ: и Мамисон в Северной Осетии, и Ведучи в Чеченской республике, где уже заканчивается стройка. Красная Поляна будет развиваться дальше – там появится вторая часть Роза-Хутора. Ну и, конечно, уже раскрученный Архыз, который сейчас развивает частный инвестор.
На Каспии будет развиваться прибрежный кластер в уникальном месте около Дербента. Там есть вопросы с коммуникациями, но они решаемы.
Нельзя не вспомнить Шерегеш, Сахалин, Камчатку, где тоже идёт активное развитие инфраструктуры.
А вообще, в России нет регионов, непривлекательных для туризма. Поэтому многое зависит от активности местных властей. Взять, например, Ямал. Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Артюхов вышел с инициативой - построить на Ямале новый, большой, интересный горнолыжный (и не только горнолыжный) курорт «Рай-Из». На федеральном уровне этот проект тоже поддержали.
Или вот здесь, в Тульской области, как мы видим, уже многое сделано для развития туризма. А две недели назад мы были в Калуге, там тоже есть очень большой концептуально похожий проект. Это местные проекты, они рождаются благодаря местному бизнесу. Какие-то деньги дает федеральный бюджет, регион добавляет – и вот они уже растут. Благодаря таким проектам у нас и будет развиваться туризм.
В ОТПУСК – ЗА РУЛЕМ
- А еще ведь в мае правительство утвердило концепцию развития автотуризма до 2035 года.
- Это одна из системных, больших программ, которая сейчас развивается в стране, она находится на контроле у президента.
Логика этой программы - в том, чтобы увязать на базе термина «автомобильный маршрут» сразу несколько вещей.
Особое внимание - дороге. Чтобы она содержалась в чистоте, без всяких ям, с нормальными санитарными зонами, смотровыми площадками. Чтобы было светло и безопасно.
Должны быть удобные заезды в городки на маршруте, чтобы в них работали музеи, гостиницы.
Ну и заправки, конечно. И это должны быть не просто АЗС, а места, где можно отдохнуть, пообедать с семьей; переодеть малыша, чтобы душевые были при необходимости, а где-то и кемпинги.
И концепция развития автотуризма состоит в том, чтобы все это складывалось в единую картинку. Это вопросы планирования, стыковки, дорожного строительства. Не стоит надеяться, что все само собой прорастет. Всем надо заниматься, везде требуется постоянное внимание.
- Путешествовать по стране на машине действительно становится удобнее, дорожная сеть развивается, это заметно.
- Заметно. Но в этом плане всегда есть, над чем работать. Вот я пока ехал сюда, захотел кофе попить - а заехать некуда. 50 километров проехали – ни одной заправки. Но это не проблема – это задача, которую точно можно решить.
Впрочем, в Алексине (райцентр Тульской области) прекрасная заправка, кофе и пирожок были очень вкусными, и сотрудница на кассе приветливая.
ОТДЫХ НА ЛЮБОЙ КОШЕЛЕК
- Вы упомянули рост цен. Действительно, за последние годы отели в России заметно подорожали. Как правительство могло бы повлиять на эту ситуацию?
- За последние три года правительство приняло беспрецедентный объем мер поддержки туристической отрасли. Ведомства действительно много внимания уделяют этому вопросу.
Что уже сделано. Например, обнулили НДС для отелей (нулевая ставка действует пять лет для новых гостиниц, а для уже работающих - до 30 июня 2027 года, - Ред.).
Есть программы поддержки модульных отелей и строительства больших гостиниц, о которых я уже говорил. В основном это поддержка номерного фонда, потому что в стране его остро не хватает.
Плюс выделение средств. Сейчас на развитие туризма из федерального бюджета в регионы идет от 40 до 50 млрд рублей в год. А на следующие шесть лет предусмотрено 400 млрд – получается 65-67 млрд ежегодно. Конечно, стараемся добиться большего, дополнительные предложения по источникам финансирования у нас есть.
А также, конечно, нужно легализовывать объекты размещения. Сейчас вместе с Госдумой по инициативе регионов работаем над таким непростым вопросом, как легализация гостевых домов. На юге они распространены. Это когда на землях для индивидуального жилищного строительства возникают здания, которые сдают туристам. Сейчас с законодателями формируем какие-то минимальные требования, чтобы таким предпринимателям было выгоднее выйти из серой зоны и они тоже попали в официальный реестр.
Тем самым стараемся двигать бизнес к более цивилизованной работе, чтобы люди получали гарантированно хорошую услугу. Ведь одна из самых неприятных вещей, которые могут случиться - это испорченный отпуск. Особенно когда ты с семьей ждешь его весь год, откладываешь деньги, а потом попадаешь в некомфортные условия, это очень обидно.
- Бывало такое. К сожалению.
- Думаю, у всех был такой опыт. При этом подобные гостевые дома доставляют неудобства и легальному бизнесу. Какой смысл вкладывать деньги, строить гостиницу, бассейн и т. д., когда вокруг полно нелегальных гостевых домов, которые не платят налоги и оттягивают на себя многих туристов, при этом оказывая услуги сомнительного качества?
Но на такие варианты размещения тоже есть спрос. И говорить - давайте просто запретим их и катком пройдемся по этому сектору - тоже неправильно. У нас люди с разным уровнем достатка, и это тоже надо учитывать. На каждый кошелек должно быть свое предложение.
КСТАТИ
Я инструктора узнаю по куару
- С 1 июля в России начали действовать новые правила регулирования работы инструкторов-проводников, которые водят группы на экстремальные маршруты. С чем это связано?
- Как вы помните, в 2021 году случилась трагедия на Эльбрусе: группа туристов совершала восхождение без квалифицированных проводников и погибли пять человек. Тогда президент поручил навести порядок в этой сфере.
Сначала была сделана попытка доверить аттестацию инструкторов-проводников образовательным организациям. Но, как показали результаты, это не смогло бы дать людям гарантии безопасности и ожидаемое качество услуг.
Поэтому сделали второй заход и решили вернуть право аттестации проводников спортивным ассоциациям. Это федерация спортивного туризма, федерация подводного плавания и федерация альпинизма. Кстати, они сами предложили такой вариант. Все они существуют с советских времен. Во времена СССР именно они аттестовывали инструкторов-проводников и выносили вердикт: этому человеку можно доверить жизнь людей, а этому - пока нельзя.
С отраслью договорились, что туристические инструкторы будут проходить аттестационный экзамен. В состав аттестационной комиссии обязательно войдут и представители МЧС - они крайне в этом заинтересованы, ведь именно им в конечном итоге предстоит выручать людей, если что-то пойдет не так.
Каждый инструктор-проводник, который пройдет этот экзамен и получит право сопровождать группы, будет включен в специальный реестр. Этот реестр есть на сайте Минэкономразвития (найти его можно здесь - Ред.) И у каждого инструктора будет куар-код, прямо на бейджике с фотографией.
- То есть турист может просто подойти, навести телефон на этот куар-код…
- ...и сразу узнать, аттестован гид или нет. Если аттестован, то по куар-коду откроется страница этого инструктора в официальном реестре.
Но и это еще не все. Договорились, что в течение двух лет эти инструкторы должны пройти уже «полевой» экзамен. То есть доказать свои навыки на практике людям, которые суперспециалисты в этом деле. И после такого экзамена инструктор получит право водить группы на пять или десять лет (срок сейчас обсуждается) без переаттестации. Потому что этот экзамен получился достаточно дорогим. Это ведь не торговля бумажками - надо реально выехать в поля, в горы, в пещеры, и там продемонстрировать свои навыки.
Подробности этого «полевого» экзамена сейчас обсуждаем с федерациями, с представителями сферы туризма. Важно сделать так, чтобы это и людям по кошельку не било, и в то же время создавало доверие к проводникам, а турист мог бы им доверить свои здоровье и жизнь.
В общем, постарались сделать реформу, что называется, по уму. Очень плотно поработали с федерациями спортивного туризма, с депутатами, постарались максимально учесть все интересы, вопросы планирования, обучения, информирования, переходные периоды… Судя по отзывам, пока получается.
А дальше дадим регионам право контролировать этот процесс. Потому что нелегальных инструкторов на опасных маршрутах быть уже не должно. Пожалуйста, приходите, легализуйтесь, подтверждайте свои компетенции. Иначе нарушения будут достаточно жестко караться.
Есть и другие вопросы, которые поднимает туристическая отрасль. Например, всегда ли нужно, чтобы группу сопровождали именно два инструктора? Эксперты считают, что в горах – да, нужно. А в лесу, на простых маршрутах, может, достаточно и одного сопровождающего. Но все зависит от состава группы – там ведь могут быть и мамы с детьми, и взрослые мужчины, о которых тоже нужно подумать... Это такие бытовые вещи, но очень важные. Мы их постоянно обсуждаем, находим компромиссы и будем гибко донастраивать систему, чтобы обеспечить и безопасность, и доступность по цене.