Счетная палата в 2022 году проверит готовность России к глобальному переходу на углеродную нейтральность. Аудиторы проанализируют долгосрочное влияние этого процесса на российскую экономику, бюджет и рынок труда
Счетная палата проведет анализ внешних и внутренних вызовов глобального энергоперехода для России, следует из плана проверок ведомства на 2022 год, с которым ознакомился РБК. Через этот аудит Счетная палата рассчитывает содействовать «оптимальному реагированию» на угрозы социально-экономическому развитию, которые потенциально несет переход к углеродной нейтральности, пояснили в ведомстве. Объявленный многими странами мира «зеленый» переход означает, что они будут отказываться от ископаемого топлива с высокими выбросами CO2 c конечной целью уравнять количество выделяемого и поглощаемого углекислого газа.
Анализ Счетной палаты будет состоять из нескольких мероприятий, таких как:
мониторинг, который позволит дать комплексную оценку возможностей и рисков глобального энергоперехода для российских экономики и бюджета, определить оптимальные пути для достижения углеродной нейтральности, оценить выполнимость правительственной стратегии низкоуглеродного развития до 2050 года (утверждена в ноябре 2021 года);
оценка влияния процессов, связанных с декарбонизацией мировой экономики, на отечественный топливно-энергетический комплекс;
исследование перспектив развития российской атомной отрасли в условиях энергоперехода;
мониторинг формирования Банком России регуляторных механизмов в сфере финансирования устойчивого развития за 2020–2021 годы и часть 2022 года.
Вызовы для лесов, атомной энергетики и занятости
Счетная палата проведет аудит системы мониторинга и учета лесных ресурсов России. Эта тема включена в план проверок исходя из особой значимости проблемы достоверной оценки поглощающей способности российских лесов — от этого напрямую зависит достижение страной углеродной нейтральности, уточнили в ведомстве. Ранее на эту проблему обратили внимание эксперты Boston Consulting Group, указавшие на то, что данные о 84,4% российских лесов недостоверны, то есть российские леса недооценены по способности поглощать парниковые газы. В стратегии низкоуглеродного развития России предполагается рост поглощающей способности лесов с текущих 535 млн т эквивалента углекислого газа до 1200 млн т. Однако проблема заключается в том, что Евросоюз, разрабатывающий планы введения налога на углеродоемкие импортные товары, не готов учитывать лесные климатические проекты России.
Что касается атомной отрасли, российские власти и «Росатом» регулярно заявляют, что развитая атомная энергетика является одним из конкурентных преимуществ страны в контексте «зеленого» перехода. Однако перспективы этого направления будут во многом зависеть от того, признают ли атомную энергетику экологически чистой в глобальном масштабе. В начале 2022 года Еврокомиссия предложила присвоить ядерной энергетике «зеленый» статус, что было положительно оценено «Росатомом», чей портфель международных заказов включает проекты в Турции, Индии, Венгрии, Финляндии и ряде других стран.
В рамках аудита вызовов энергоперехода Счетная палата также намерена обратить внимание на влияние декарбонизации на рынок труда. Одним из пунктов плана стал анализ трансформации занятости населения России в контексте глобального энергоперехода. «Зеленая» трансформация предполагает существенные экономические преобразования, которые неизбежно будут сопровождаться изменением структуры занятости, пояснил аудитор Счетной палаты Сергей Штогрин. Например, могут появиться новые профессии или измениться требования к существующим. В рамках мероприятия планируется исследовать, каким образом государственные органы отслеживают и прогнозируют тенденции трансформации занятости в условиях глобального энергоперехода, насколько система управления занятостью готова к возникающим вызовам, отметил он.
Эксперты McKinsey прогнозируют, что к 2050 году в результате энергоперехода произойдет общемировое перераспределение рабочей силы: около 200 млн рабочих мест будет создано, в то время как 185 млн будет упразднено. В случае изменения структуры экономики, безусловно, изменится и рынок труда, констатировали в Минтруде в ответ на запрос РБК. «Основные тренды, которые будут влиять на ситуацию на рынке: рост производительности и модернизация рабочих мест из-за смены технологических укладов, развитие «сервисных» секторов и новых форм занятости, в том числе — платформенной занятости, дистанционной занятости», — заявили в министерстве, добавив, что свыше половины работающих сотрудников в той или иной мере обновят свои навыки, умения и знания в ближайшие 10 лет.
Влияние «зеленого» перехода на бюджет
Минфин оценивает влияние различных сценариев энергоперехода на бюджетные доходы, проводятся стресс-тестирования долгосрочной устойчивости, заявили РБК в пресс-службе министерства. «Результаты показывают, что при реализации наиболее амбициозных сценариев по сокращению выбросов вопрос устойчивости федерального бюджета может встать уже в начале 2030-х годов. Потому необходимо особенно аккуратно подходить к инвестированию дополнительных конъюнктурных доходов, накапливаемых в период относительно высоких цен», — отметили в Минфине.
Все понимают, что в результате энергоперехода доходы федерального бюджета сократятся, их надо будет чем-то замещать, сказал РБК федеральный чиновник.
В 2021 году Россия после перерыва, вызванного обвалом нефтяных цен в начале пандемии, снова вернулась к накоплению бюджетных резервов за счет дополнительных нефтегазовых доходов. По состоянию на 1 января 2022 года объем ликвидных запасов в Фонде национального благосостояния (ФНБ) составлял $113,5 млрд, или 7,3% ВВП. Основным механизмом, который позволяет минимизировать негативные последствия для федеральной казны, в Министерстве финансов назвали бюджетные правила.
По оценкам Национального рейтингового агентства (НРА), экспорт энергоресурсов из России к 2040 году может упасть как минимум на четверть в результате радикального сокращения спроса, отмечает управляющий директор рейтинговой службы Сергей Гришунин. По его словам, это повлияет не только на наполненность бюджета, но и на экономику России: ВВП может перестать расти или даже начать сокращаться. В доковидном 2019 году общий объем нефтегазового экспорта из России составил $419,7 млрд, или 56,8% всех поставок за рубеж.
Замедление экономического роста, в свою очередь, может негативно сказаться на динамике налога на прибыль, а косвенно и на поступлении других крупнейших налогов, предупреждает руководитель Центра макроэкономических исследований НИФИ Минфина Самвел Лазарян. Наибольшему риску энергоперехода подвержен уголь, так как его добыча ассоциируется с возникновением большого количества парниковых газов. А снижение спроса на него окажет негативное влияние на отдельные регионы в России и их бюджеты (в частности, на Кемеровскую область), указывает Лазарян.
Если посмотреть на прогноз Международного энергетического агентства, то энергопереход в перспективе не приведет к значительному сокращению экспорта углеводородов, возражает директор, руководитель практики оказания консультационных услуг компаниям энергетики PwC в России Дмитрий Стапран. Энергопереход даже может привести к появлению дополнительных экспортных товаров, таких как экологически чистый водород.
В Минэкономразвития не ответили на запрос РБК.
Что еще проверит Счетная палата
Отдельный комплекс мероприятий ведомства будет посвящен анализу модели бюджетного федерализма в России. В его рамках предполагается, например, проверить, как были использованы бюджетные кредиты, выданные регионам в 2017–2021 годах. Кроме того, Счетная палата изучит, как они взимали отдельные неналоговые доходы, например курортные сборы, а также оценит достоверность расчета и своевременность уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения (за неработающих платят региональные власти, а не работодатели).
Традиционно большой блок проверок будет посвящен социальной тематике, а именно расходованию средств федерального бюджета на меры соцподдержки. Будет проведен и анализ трат из ФНБ на борьбу с последствиями коронавируса, проверено финансирование переписи населения, прошедшей осенью 2021 года.
За каждым из мероприятий закреплен ответственный аудитор, несколько из них курирует лично глава Счетной палаты Алексей Кудрин. В его ведение попали, в частности, аудит Организации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и проверка Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО).