Археологи нашли уже более 200 «палеолитических венер» по всей Евразии, от Средиземноморья до Прибайкалья. Так называют статуэтки из разных материалов – камня, кости, даже керамики, изображающие, как правило, обнаженных женщин. Они небольшие: почти все умещаются на ладони. Некоторые из них впечатляют выразительностью гипертрофированных форм – но на самом деле эти «венеры» очень разные. Разнятся между собой и версии, чем были эти фигурки для древнего человека.
Первую такую фигурку обнаружил в 1864 году археолог-любитель Поль Юро, маркиз де Вибре, на стоянке каменного века Ложери-Бас на юго-западе Франции. Удачливому исследователю вспомнился античный канон изображения богини любви и красоты Venus pudica, «Венера стыдливая»: обнаженная женщина будто пытается прикрыться руками от взгляда непрошеного зрителя. Найденная маркизом доисторическая фигурка ничего не прикрывала; у нее и рук-то не было, как и головы. Поэтому он назвал ее «Венерой бесстыдной», и с тех пор статуэтки подобного типа, созданные в позднем палеолите, носят имя античной богини.
Далекая бесписьменная эпоха не дает современным исследователям ответа, точно ли это изображения божества. С одной стороны, у многих таких «венер» гипертрофированы черты женщины, прежде всего – матери: большие груди, ягодицы, широкие бедра, выступающий живот – возможно, знак беременности. При всем разнообразии этих статуэток во внешнем виде многих из них от Центральной Европы до русской равнины прослеживается единый изобразительный канон такой дамы с пышными формами. Он был столь важен людям граветтской культурной общности, что они переносили его на расстояние в тысячи километров. «Венер» часто находят возле места, где был очаг, порой их клали в специально выкопанную яму, иногда намеренно разбивали – возможно, это следы ритуалов. Гипотезу, что статуэтки – это изображения Богини-Матери, отвечавшей в картине мира древних охотников и собирателей за плодовитость, жизненные силы и изобилие природы, высказывали еще в XIX веке. Есть и мнение, что так изображали сверхъестественных существ рангом пониже. Например, советский ученый Сергей Токарев, основываясь на обширном этнографическом и археологическом материале разного времени, доказывал, что «венер» могли почитать как духов-хранительниц семейного очага. Другие версии: статуэтки считались либо вместилищами духов – помощников шамана, либо оберегами, которые, например, должны помочь женщине при родах. Одна из последних гипотез – что это портреты или автопортреты реальных представительниц эпохи позднего палеолита. Есть даже версия, что это своеобразный доисторический пин-ап, которую, впрочем, критикуют как не учитывающую реалий древности, когда нагота не была чем-то редким и табуированным. Как бы там ни было, статуэтки обнаженных женщин встречаются на стоянках каменного века в разных точках Евразии – неутилитарные предметы, которые тем не менее изготавливали снова и снова, хранили, передавали изобразительный канон от племени к племени – значит, они были чем-то большим, нежели элемент интерьера. Что же в них общего и чем они отличаются?
1 «Венера из Холе-Фельс». Это старейшая из найденных «палеолитических венер», рукотворное происхождение которых доказано. Это важная оговорка. Дело в том, что на двух куда более ранних стоянках, возраст которых исчисляется сотнями тысяч лет, – Тан-Тан в Марокко и Берехат-Рам на Голанских высотах – ученые обнаружили камни, напоминающие фигуру человека. Древние люди хранили их и слегка дорабатывали, усиливая это сходство, но назвать их полноценной скульптурой еще нельзя. Статуэтке из Холе-Фельс, вырезанной из бивня мамонта, минимум 35 000 лет. Это очень характерная «венера» с акцентированными женскими признаками. Голову ей намеренно не сделали, на этом месте отверстие, возможно, чтобы продеть веревку и носить фигурку как амулет. Кстати, в том же регионе, где ее обнаружили в 2008 году, найдена и самая древняя в мире скульптура «человеколев».
Место: пещера Холе-Фельс, Германия
2 «Виллендорфская венера». Это, вероятно, самая известная из таких фигурок, эталонное воплощение палеолитического канона. 11-сантиметровая статуэтка возрастом примерно 29 500 лет, вырезанная из привозного известняка и когда-то подкрашенная охрой, имеет все черты, символизирующие плодовитость: выдающаяся грудь, полные бедра, выступающий живот. Вся фигура вписывается в ромб, самая широкая часть приходится на область таза. Для древнего искусства характерен символизм через буквализм: отвлеченное понятие воплощается через утрирование соответствующих ему внешних признаков. Орнамент, покрывающий голову статуэтки почти полностью, ученые трактуют как плетеный головной убор. «Сохранение текстильных и плетеных изделий в иконографии, – отмечают американские антропологи Олга Соффер, Джеймс Адовазио и Дэвид Хайленд, – говорит о том, что они, видимо, были символами превосходства».
Место: Виллендорф, Австрия
3 «Венера Брассампуйская». От статуэтки сохранилась только голова, и это, возможно, древнейшее реалистичное изображение человеческого лица в истории скульптуры. Часть фигурки из бивня мамонта, которую вырезали 24–26 тысяч лет назад, была найдена в 1894 году вместе с несколькими другими женскими статуэтками. Ее прозвали «дама в капюшоне» за схематичное изображение не то головного убора, не то прически. Некоторые исследователи считают, что это именно сетка для волос, поскольку уже доказано: жители Европы той эпохи практиковали сетчатое плетение, хотя и это ремесло, и ткачество ассоциируются с гораздо более поздней эпохой неолита. Ученые, проанализировав отпечатки на керамике граветтского периода со стоянки в Чехии, убедились, что людям позднего палеолита эти техники были знакомы. Для изготовления нитей и веревок использовались волокна растительного происхождения.
Место: Брассампуй, Франция
4 «Венера из Дольни-Вестонице». Эта статуэтка возрастом около 26 тысяч лет вместе с несколькими другими фигурками, обнаруженными на стоянке людей каменного века в окрестностях чешского города Брно, – древнейшие в мире керамические изделия. Они созданы задолго до эпохи неолита (а ведь именно с неолитом, начавшимся в разных регионах от 12 до 7 тысяч лет назад, обычно ассоциируется появление и распространение керамики), за 14 тысяч лет до первой глиняной посуды. У этой «венеры» очень большая грудь и широкие бедра, а из черт лица – только схематично показанные глаза, что отражает характерный для палеолитического искусства принцип «часть вместо целого».
Место: Брно, Чехия
5 «Венера из Леспюга». Эта статуэтка и бивня мамонта, созданная приблизительно 25 000 лет назад, выделяется преувеличенными формами даже на фоне других «венер». В конце прошлого века историк искусства Лерой Макдермот выдвинул гипотезу, что подобные фигурки – это скульптурные автопортреты женщин каменного века, исследовавших и фиксировавших таким образом изменения собственного тела в период беременности. Ученый сравнивал современные ему снимки будущих матерей в ракурсе, в котором человек смотрит на себя без зеркала, с соответствующе искаженными пропорциями, и вид сверху «палеолитических венер». Статуэтка из Леспюга, с ее внушительными грудями, выступающим животом и укороченными ногами, – одна из очень похожих на такие фотографии. Искажение пропорций сохранялось в других ракурсах, поскольку гипотетический скульптор не мог посмотреть на себя со стороны.
Место: Леспюг, Франция
6 «Мальтинская венера». Не все «палеолитические венеры» отличаются пышными формами, не у всех гипертрофированы те или иные половые признаки. Статуэтки возрастом около 22–19 тыс. лет, найденные в окрестностях сел Мальта и Буреть, старейшие скульптуры из обнаруженных в Сибири, – в основном изображают стройных женщин. В одном и том же археологическом памятнике могут быть статуэтки женщин самого разного типа. Исследователи считают, что жители некоторых стоянок каменного века, например, в Гагарино или Авдеево, намеренно создавали и хранили скульптурные образы представительниц трех-четырех разных возрастов, от юной девушки, еще не знавшей материнства, до пожилой женщины.
Кстати, не все «мальтинские венеры» обнаженные: по мнению исследователей, многочисленные мелкие насечки на некоторых из них могут обозначать меховую одежду.
Место: Мальта, Иркутская область, Россия
7 «Костенковская венера». Одна из нескольких женских статуэток из Воронежской области, вырезанных из известняка или кости около 21–23 тысяч лет назад. Ее создатель следовал тому же канону, что и резчик «виллендорфской венеры»: большая грудь и сложенные на ней тонкие руки, выпуклый живот, широкие бедра, орнаментально обозначенный головной убор. В дополнение к версии, что пышные формы этих статуэток могли символизировать плодовитость, врач Ричард Джонсон, профессор из Университета Колорадо, высказал такую гипотезу: в довольно суровых условиях ледникового периода изображение упитанной дамы могло воплощать просто-напросто жизнеспособность, желанную для древнего человека черту. Перевязь или ожерелье вокруг груди у этой статуэтки - очень важная деталь. Это оберег, призванный защищать женщину от злых сил – чтобы у нее было достаточно молока для ее ребенка. По мнению некоторых исследователей, орнамент неслучайно совпадает с узором на спине гадюки и может указывать на связь с животным миром.
Место: Костенки, Воронежская область, Россия