Власти предложили механизм, который в «Единой России» назвали первым шагом к национализации имущества иностранных компаний в России. Ввод временной администрации направлен на стимулирование иностранного бизнеса остаться в России
Власти разработали механизм по вводу временного управления российским имуществом иностранных граждан и компаний, которые сами акционеры больше не хотят развивать. Механизм изложен в законопроекте «О внешней администрации по управлению организацией» (есть у РБК, его подлинность подтвердили три источника, знакомых с документом).
Как сообщила пресс-служба партии «Единая Россия», документ предусматривает «первый шаг к национализации имущества иностранных организаций, покидающих российский рынок». В то же время в Минэкономразвития, которое заявило, что законопроект составлен на основе его предложений, указали, что «проект направлен на стимулирование организаций под иностранным контролем не бросать деятельность на территории РФ». Документ направлен на предупреждение банкротства и сохранение бизнеса, а также на защиту прав работников организаций, где хотя бы 25% владеют иностранные лица «недружественных государств», отмечается в сопроводительных материалах к проекту. РБК направил запрос в пресс-службу правительства.
9 марта его одобрила правительственная комиссия по законопроектной деятельности. По регламенту теперь документ должно рассмотреть правительство в целом, после чего законопроект будет внесен в Госдуму. В последнюю неделю Госдума принимала законопроекты, подготовленные в ответ на «недружественные» действия США и их союзников, в срочном порядке, в том числе в трех чтениях за один день.
В качестве нового механизма предлагается гибрид уже имеющейся в законе о банкротстве процедуры внешнего управления, которая будет осложнена замещением активов, говорит адвокат Forward Legal Данил Бухарин. Оба варианта действий по отдельности давно есть в действующем законодательстве, однако в России они практически никогда до этого не применялись, указал он. О существовании в мировой практике «гибридного» варианта неизвестно хотя бы потому, что варианты изначально направлены на разные цели: внешнее управление — это реабилитирующая процедура, а замещение активов — ликвидационная, добавляет Бухарин.
Когда может быть введена временная администрация
Процедура, как следует из законопроекта, вводится при наличии одного из следующих оснований, которые были зафиксированы после 24 февраля 2022 года (даты начала специальной военной операции на Украине).
Руководитель или коллективные органы компании «фактически прекратили» управление. На наличие такого основания может указывать, например, ситуация, когда они покинули территорию России и оставили организацию без управления «вопреки ее интересам»; совершили действие (бездействие), из-за которого существенно уменьшилась стоимость имущества компании, она оказалась неспособна выполнять обязательства или же была вынуждена прекратить деятельность с нарушением требований законодательства.
Органы управления осуществили действия, которые могут привести к необоснованному прекращению деятельности, ликвидации или банкротству. К ним относятся публичное заявление о прекращении деятельности компании «в отсутствие очевидных экономических оснований», расторжение договоров, существенных для функционирования организации, направление уведомления об увольнении более одной трети сотрудников.
В первом случае внешняя администрация вводится на три месяца, а во втором — на шесть. В отличие от первого «трека» во втором случае процесс обратим для собственника, отмечается в пояснительной записке: участники (акционеры), обладающие более 50-процентной долей (акций), могут заявить в суд ходатайство об отзыве внешней администрации с намерением либо возобновить деятельность компании, либо продать свою долю подходящим новым владельцам.
Предлагаемые критерии компаний, в отношении которых может быть введена внешняя администрация (управление «фактически прекращено», «необоснованное прекращение деятельности»), пока выглядят нечеткими и неконкретными, отмечает Бухарин.
Решение о внешней администрации может быть принято судом по заявлению любого члена совета директоров компании или Федеральной налоговой службы (ФНС). В свою очередь, ФНС подает такое заявление на основании решения межведомственной комиссии при Минэкономразвития. А решение комиссии может быть принято по обращению главы региона, где зарегистрирована компания, руководителя министерства, в чьем отраслевом ведении находится организация, Роструда, прокурора региона, перечисляется в документе.
Как будет осуществляться внешняя администрация
Внешняя администрация по управлению организацией — это группа лиц, назначенных государством, которая будет обладать всеми полномочиями по руководству компанией. Процедура не распространяется на банки, страховые компании и НПФ, поскольку у Банка России и Агентства по страхованию вкладов (АСВ) уже есть свой механизм временной администрации.
Функции внешней администрации в течение 3–6 месяцев будут выполнять представители госкорпорации ВЭБ.РФ (для нефинансовых организаций) или АСВ (для финансовых).
Бывший руководитель компании будет обязан передать внешней администрации все документы, печати и материальные ценности в течение трех дней после ее назначения. Все его полномочия перейдут к государственным менеджерам: они получат право распоряжаться имуществом организации, включая средства на банковских счетах, предъявлять судебные иски, привлекать сторонних лиц для управления (с учетом специфики деятельности компании), отказываться от исполнения договоров, если они угрожают фирме банкротством.
До назначения внешней администрации суд может вводить обеспечительные меры в отношении компании в виде запрета на распоряжение крупным имуществом, увольнения работников по инициативе работодателя, расторжения договоров и распоряжения долями в уставном капитале.
Внешняя администрация сможет узнать всю информацию о компании и ее бывшем руководстве. В частности, ей будут доступны сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайны. Ответственность за убытки, нанесенные компании в процессе внешнего администрирования, представители госкорпораций понесут только «в случае умышленного нарушения или грубой небрежности», говорится в документе.
К обязанностям внешней администрации законопроект относит принятие мер по возобновлению/продолжению деятельности компании и предупреждению банкротства, обеспечению сохранности имущества и рабочих мест, включая погашение долгов по зарплате, если они возникли, и предотвращение новых.
Однако главной задачей внешней администрации выступает создание новой организации на базе существующей — через процедуру банкротства. Поэтому сразу после своего назначения представители госкорпораций должны начать формирование реестра требований кредиторов, которые смогут заявить о своих претензиях в течение месяца. Затем внешняя администрация должна запустить процесс инвентаризации имущества и проведения его оценки для определения ликвидационной стоимости — на это дается два месяца.
Финалом деятельности временного руководства становится замещение активов компании путем выделения — то есть создание на базе имеющегося имущества (включая интеллектуальные права и товарные знаки) нового хозяйственного общества, единственным акционером которого становится сама организация. После этого акции нового общества выставляются на торги, а старое ликвидируется. Преимущественное право на покупку бумаг будут иметь лица, основной вид деятельности которых соответствует деятельности организации.
Покупатель акций обязан сохранить две трети рабочих мест и продолжать деятельность компании на территории России как минимум год. Все это время за выполнением условий будет следить внешняя администрация, и при их нарушении она проведет новые торги. Если акции не были проданы с торгов по минимальной цене продажи, они подлежат приобретению по указанной цене Российской Федерацией.
Процедура замещения активов вызывает вопросы: она может привести к выкупу акций предприятия за бесценок, опасается адвокат, специалист по банкротствам Владимир Шалаев.
Что будет с десятками иностранных компаний, остановивших работу в России
Ранее более ста зарубежных компаний и сервисов объявили о приостановке или прекращении работы в России. Среди них автопроизводители Mercedes-Benz, Škoda и Volkswagen, сеть по продаже мебели и товаров для дома IKEA и другие. У всех них есть производства в России. Компания Yum! Brands (владеет KFC), в свою очередь, приостановит работу 70 ресторанов, а «Макдоналдс» закроет 850 своих точек. Компания продолжит платить зарплату своим сотрудникам — их у нее в России около 62 тыс. Сеть кофеен Starbucks также приостановит работу 130 предприятий в России, где работают почти 2 тыс. сотрудников.
Многочисленные предприятия, которые объявили о «временной приостановке» деятельности, подпадут под действие законопроекта, если их действия приведут к финансовым проблемам, считает член Ассоциации юристов России Дмитрий Уваров. Однако для них в законопроекте предусмотрена возможность возобновления работы, которое отменит процедуру внешней администрации, подчеркнул он.
Можно ли оспорить или отменить введение внешней администрации
Все споры, связанные с назначением внешней администрации, будут рассматриваться Арбитражным судом Москвы, следует из законопроекта. Однако бывшие собственники могут попытаться взыскать компенсацию с России в иностранных судах, считает Шалаев.
Если нерезиденты попытаются оспаривать введение временной администрации в международных судах, то главный вопрос будет связан с исполнимостью их решений на территории России, указывает Уваров. По его мнению, основания для введения временной администрации сформулированы достаточно четко.
Если в суд поступило заявление о введении временной администрации по первому критерию («фактическое прекращение» бизнеса), то собственники, владеющие более 50% акций, могут в течение пяти рабочих дней после этого заявить в суд ходатайство об отзыве назначения. На это у них могут быть два основания: либо намерение возобновить деятельность, либо планы продать долю с обязательством покупателя сохранить бизнес. Но если процедура уже запущена, обратить вспять ее невозможно. При втором критерии (компания столкнулась с внешней администрацией по причине действий, которые угрожают компании прекращением деятельности) у собственника есть шесть месяцев (весь срок назначенной процедуры), чтобы ходатайствовать о завершении внешней администрации по аналогичным основаниям.
Ситуацию с выходом из актива осложняют новые правила правительства, по которым для сделок с участием нерезидентов из стран, вводивших санкции против России, по отчуждению недвижимости и «ценных бумаг» в российских компаниях требуется разрешение правительственной комиссии по иностранным инвестициям. Требование не распространяется на сделки по продаже долей иностранцев в российских обществах с ограниченной ответственностью (ООО).