Итак, с 1 октября так называемый утилизационный сбор увеличится сначала на 70-85%, а затем ежегодно будет повышаться на 10-20% до 2030 года. На машины, которые удастся завезти в страну до поднятия ставки, действуют прежние коэффициенты утильсбора при условии, что документы в таможенные органы подадут не позднее 1 ноября. Это уже вызвало ажиотаж на границе с КНР: дилеры и частные лица торопятся ввезти машины в Россию до 1 октября. Таможенное оформление может растянуться на 25-30 дней.
Утилизационным сбором в России называют налог, который производители и импортеры должны уплачивать за каждое произведенное или ввезенное на территорию страны транспортное средство с целью его последующей утилизации. Платеж ввели в России в 2012 году при вступлении страны в ВТО, и изначально он равнялся 50 рублям. Этот сбор был призван помочь в решении нескольких задач. В частности, сократить количество старых, неисправных машин, улучшить экологическую обстановку, поддержать отечественного производителя (им выделяются субсидии, примерно равные сбору).
Что касается отечественного производителя, то в этой истории они главные лоббисты. На недавнем совещании в Совете Федерации глава «АвтоВАЗа» Максим Соколов заявил, что считает необходимым увеличить утилизационный сбор для автомобилей с двигателем объемом от 1 до 2 литров с 300 тысяч до 550 тысяч рублей уже в этом году, а затем поднимать его ежегодно, чтобы к 2029-му он достиг 1 млн. При этом Соколов откровенно признается, что требуется защитить российский рынок (читай: «Жигули») от агрессивной экспансии китайского автопрома. Такая политика, по его словам, будет мотивировать китайские компании вкладывать деньги в развитие российского автопрома, создавать у нас сеть поставщиков комплектующих деталей и реализовывать партнерские проекты с российскими автопроизводителями.
Напомним: после ухода из РФ западных брендов, которым у нас плевали вслед, в России стали критиковать китайских партнеров, плохо помогающих насытить наш авторынок. А когда китайцы пришли и заполнили половину этого рынка, раздались жалобы на «алчных китайцев»: Но ведь в сложившейся ситуации виноваты не китайцы, а российские чиновники и пригревшиеся под их крылом монополисты! Посудите сами. За два года после начала СВО автомобили в РФ подорожали вдвое. Таких цен на авто, как у нас, нет нигде в мире. В прошлом августе ставка утильсбора уже была поднята в 1,7-3,7 раза на легковые автомобили, в 2,5-3,4 раза — на легкие коммерческие автомобили, в 1,7 раза — на грузовые. Прибавьте таможенные пошлины и прочие отчисления. В результате китайские автомобили, в том числе электромобили, продаются у нас по ценам вдвое выше, чем в самом Китае. Это я видел своими глазами, в прошлом и нынешнем году обходя автосалоны в городах КНР.
А теперь по заявкам «АвтоВАЗа» и иже с ним на новые легковушки, ввозимые для перепродажи и оснащенные двигателями объемом до литра, утильсбор увеличится с 81 тысячи рублей до 150 тысяч, на машины с двигателями до 2 литров — с 306 тысяч до 556 тысяч, с двигателями до 3 литров — с 844 тысяч до 1,5 млн, а с двигателями объемом свыше 3,5 литра — с 1,2 до 2,2 млн рублей.
Вопрос о том, кто за это заплатит и насколько еще поднимутся цены на авто в нашей огромной стране, риторический. Ясно, что не «АвтоВАЗ». Большинство экспертов сходятся в том, что цены вырастут — и как раз на величину утильсбора. Причем этим не преминут воспользоваться и отечественные производители, им-то чего стесняться? И не далек день, когда «Жигули» будут стоить от 2 млн рублей, то есть 20 тысяч долларов.
За эти деньги в том же Китае можно купить куда более современные и технологичные автомобили, в том числе гибриды и электрокары. Или даже два. Например, электрический бестселлер от китайского автогиганта BYD Seagull обходится в 10 400 долларов. И в Европе он стоит не дороже, при этом не чета нашим «Вестам» и «Ладам». Вот такая забота об отечественном автопроизводителе получается. Этот самый производитель может теперь спать на печке и не ломать голову, как улучшить свои чудеса техники. За утильсбором — как за каменной стеной...
В ассоциации «Российские автомобильные дилеры» считают, что, по задумке властей, с 1 октября плата за утилизацию может стать выше затрат на производство самой машины. Что вообще за гранью понимания. Не понимают в ассоциации и то, кого, собственно, поддерживает правительство подобной «услугой». В Минпромторге неоднократно заявляли, что благодаря утильсбору власти смогут оказывать господдержку автопроизводителям. Но до сих пор непонятно, кто и в каком объеме получает эту помощь. Дилеры попросили Минпромторг и Минфин прояснить ситуацию. Ответа пока нет.
По оценкам ассоциации, из-за новых ставок утильсбора к 2030 году машины подорожают еще вдвое, поскольку отчисления за авто с объемом двигателя до 2 литров за этот же период увеличатся почти в четыре раза. Хуже всего ситуация будет именно в массовом сегменте, ведь модель, которая сейчас стоит 2 млн, через пять-шесть лет прибавит еще 1 млн только с учетом сбора!
Ну и как это повлияет на обновление автопарка, улучшение экологии? «По состоянию на 2014 год 33% граждан могли приобрести новый автомобиль, — говорит директор ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Игорь Чикин. — В 2023 году таких только 14%. С учетом увеличения утилизационного сбора и инфляции к 2030 году количество граждан, которые смогут приобрести новый автомобиль, уменьшится до 5-7%». Вопрос: зачем, для кого тогда развивать производство? «АвтоВАЗу», как видим, беспокоиться не о чем, строить новые заводы, изобретать новые «жигули» смысла нет. Кто-то верит в то, что повышение утильсбора заставит «АвтоВАЗ» к 2030 году создать российский LiXiang (идеальный автомобиль) или хотя бы «мерседес»?
Наши китайские партнеры и до того не торопились инвестировать в Россию, а этот спонтанный и малопонятный им шаг российского правительства отпугнет еще сильнее. Они, конечно, понимают, что российские власти намерены отобрать у них прибыль, но чтобы так топорно... В Китае принято действовать осторожно, не ломая, а строя, там в ходу продуманная, реальная, а не мнимая поддержка отечественного автопроизводителя. Именно такая политика привела к технологическому и производственному рывку китайского автопрома. В результате чего авто и особенно электромобили и гибриды из Поднебесной стали дешевле и качественнее западных и завоевывают мировые рынки.
Об опасности, нависшей над американским автопромом, заявил глава «Форда». С криками «караул!» администрация Байдена повысила на 100% пошлины на китайские электромобили, хотя таковые в США почти не поставляются, если не брать в расчет «Теслу», которая, кстати, тоже производится в Китае. До 37% повысил пошлины на электромобили из КНР и ЕС — пока до октября.
Как реагировали китайские власти? Никаких утильсборов и дополнительных пошлин. Они за свободный рынок и честную конкуренцию. Но превентивно провели антидемпинговое расследование в отношении европейской свинины и молочных продуктов, которые страны ЕС поставляют в Китай на 5 млрд долларов. Аккуратно показали европейцам: если вы за торговую войну и протекцио-низм, то, например, испанская свинина, которая ввозится в КНР на 1,2 млрд «зеленых», будет обложена такими пошлинами, что мало не покажется. И вот уже глава правительства Испании Санчес в Пекине пытается уберечь свою свинину и призывает ЕС и другие страны одуматься, прежде чем начнется полномасштабная торговая война.
Стоит ли нам уподобляться европейцам? Понятно, китайцы своего не упустят, они сложные, но все же наши стратегические партнеры. Если их не устроит решение российского правительства, кто тогда насытит российский авторынок современными машинами? Не Иран же, при всем уважении. Китайцы и так с настороженностью относятся к нашему рынку. Их пугает непредсказуемость «административных процедур», сложность налогового регулирования, путаное законодательство и прочие наши болячки. Прошлогоднее повышение утильсбора не привело к желаемому результату — бурного строительства китайских заводов в России не замечено. Вряд ли приведет к этому и новый шаг правительства, фактически устанавливающий заградительные пошлины на ввоз автомобилей.
Как сообщило на днях агентство Reuters, Минторговли КНР на специальном совещании предостерегло китайских автопроизводителей от излишне активного инвестирования за рубежом из-за геополитических рисков. Власти, в частности, попросили предпринимателей не вкладываться в создание заводов по выпуску машин и комплектующих в Турции, Индии и России. Примерно то же самое было сказано о Европе и Таиланде. Это пока не приказ, а лишь рекомендация, но и к таким в Китае принято прислушиваться, ибо власти там реально пекутся об интересах своих производителей и потребителей.
Вот почему китайские автоконцерны начали активно продавать свои авто за рубеж только несколько лет назад, после насыщения собственного рынка. И сейчас интересы китайского потребителя прежде всего. Сумасшедшая конкуренция внутри Китая привела к тому, что авто становятся все более качественными, технологичными и доступными по цене. Они активно вытесняют со своего рынка иностранных производителей, даже «Теслу» и БМВ с «Тойотой». Причем это делается в условиях открытой конкурентной борьбы, без излишних поборов и наездов со стороны правительства.
Параллели
Для китайцев, несколько поколений ездивших на велосипедах, автомобиль стал таким же, как у нас, способом самоутверждения и символом успеха, а пределом мечтаний долгое время были «Тесла» или «Порше». Но сейчас это HiPhi, Nio (малоизвестные в России суперсовременные китайские бренды) или BYD («Создай свою мечту» — в переводе на русский). Но эти самые продвинутые компании не только не собираются у нас что-то строить, а даже не имеют своей дилерской сети в России. Их машины завозятся лишь по параллельному импорту. Для них главное — собственный рынок, потом рынки западных стран и остального мира. В прошлом году китайский автопром вышел на первое место в мире по экспорту своей продукции, продав за рубеж (по американским данным) около 5 млн авто.
При этом китайцы с удовольствием покупают почти все, что производится у них в стране. А выпускается ежегодно свыше 22-23 млн штук только легковых авто. Все это разнообразие доступно китайцам по ценам. А что у нас?
Статистики говорят, что в августе в России было продано около 90 тысяч авто, с января по август — около 1 млн. Говорят, что за год будет продано около 1,5 млн, рост к прошлому году — почти 50%. Все за счет прихода китайцев. Для сравнения: в 2021 году за месяц реализовывалось около 150 тысяч авто. То есть машин по-прежнему не хватает. Уже и десятилетние «Форды» и «Тойоты» обходятся вдвое дороже их первоначальной стоимости. И подержанные машины будут также расти в цене. И в этой ситуации вдруг резко повышаются дополнительные сборы, можно сказать, налоги на автомобили? Как подсчитали эксперты, по планам правительства, к 2030 году утильсбор на машину с двигателем до 1 литра составит 316 тысяч рублей, от 1 до 2 литров — 1,172 млн, от 2 до 3 литров — 3,295 млн. Не обойдет эта длань небесная и электромобили, и гибриды. Без каких-либо реальных надежд на развитие отечественного автопрома...
Не утильсбор получается, а утильпобор!