На рынке карпулинга (совместное использование частного автомобиля с помощью онлайн-сервисов поиска попутчиков) остался всего один крупный игрок. Альтернатив у россиян практически не осталось.
В августе сервис BlaBlaCar купил у Mail.ru Group российский сервис карпулинга BeepCar. На днях был заморожен сервис "Яндекс.Попутка", запущенный в начале года. Таким образом, рынок остался без ведущих игроков. Конечно, есть другие сервисы, такие как "ВПути" или "ДаДаЕду", но они малоизвестны.
- Это повод для расследования, - уверен председатель Союза пассажиров Кирилл Янков. - Когда на рынке остается один монополист и диктует свои правила, нужно устраивать проверку.
А правила BlaBlaCar действительно диктует, и довольно жесткие. Чтобы воспользоваться сервисом совместных поездок, пассажирам теперь придется купить доступ на день или на месяц. При выборе маршрутов более 120 километров сервис предлагает два способа бронирования. В течение дня им можно воспользоваться за 149 рублей, а в течение месяца - за 199. Поездки на меньшие расстояния остались бесплатными.
Ирина Рейдер, руководитель BlaBlaCar в России, рассказала "Российской газете", что компания придерживается алгоритма запуска монетизации в странах присутствия. На первом этапе - это запуск и популяризация сервиса. Второй этап - распространение круга пользователей на большей части территории страны. Третий - формирование у людей привычки совершать карпулинговые поездки. И, наконец, четвертый этап - монетизация.
- Сегодня мы находимся как раз на стадии монетизации. У нас более 15 миллионов пользователей в России, - отметила руководитель BlaBlaCar в России Ирина Рейдер.
Главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карен Казарян считает - конкуренцию BlaBlaCar составить некому. Крупные компании попросту не смогут выйти на рынок. Пассажиры, недовольные платой за бронирование, будут искать попутчиков в других местах, например, в социальных сетях. Но скорее всего, согласятся на условия компании.
- Даже учитывая новые условия работы сервиса карпулинга, многие поездки все равно будут стоить значительно дешевле, чем в пригородных маршрутках. Поэтому нововведение не повлияет на спрос, - говорит главный аналитик РАЭК Карен Казарян.
Автобусные перевозки не такие гибкие, как поездки через сервис совместных путешествий. Автобусы часто приезжают в неудобные для пассажира места города. Интернет же способен обеспечить человеку не только комфортную поездку, но и высадку непосредственно в нужном месте. Сам карпулинг Кирилл Янков считает исключительно положительным явлением, но с оговоркой, что довольны и водитель, и пассажиры.
Критика обычно исходит от автобусных перевозчиков, для которых карпулинг представляет серьезную конкуренцию. Так, год назад это привело к тому, что Тимашевский районный суд Краснодарского края признал запрещенной к распространению в России информацию на сайте BlaBlaCar, обвинив сервис в содействии нелегальным пассажирским перевозкам. Тогда оказалось, что водители минивэнов пользуются сервисом ежедневно в целях заработка. После решения суда сервис должны были заблокировать, однако в декабре апелляционная инстанция отменила это решение.
В Комитете Госдумы по транспорту и строительству "РГ" ответили, что не рассматривают вопрос по урегулированию этого явления. Сейчас разрабатывается закон о такси, но он затронет только лицензионные перевозки. Летом минтранс создал рабочую группу, которая должна разработать единые правила карпулинга. По словам члена рабочей группы, президента Ассоциации работников транспорта и туризма Ирины Ал Зирки, пока состоялось только одно совещание.
Будущее сервиса в России предсказать сложно, по крайней мере пока не будет окончательно определен его статус.