К 2030 году столица должна превратиться в город, в котором общение москвичей с бизнесом и властью будет полностью оцифровано, а управленческие решения будут приниматься на основе автоматической обработки и анализа накопленного массива больших данных (big data) о городе и его жителях. Как происходит движение в это — уже такое близкое — будущее? Что интересного нас там ждет? Об этом корреспондент «Вечерней Москвы» узнал у экспертов.
— В ближайшие десятилетия весь прирост материальных ценностей и рост ВВП будут обеспечивать города, — говорит Дмитрий Политов, старший вице-президент венчурного инвестиционного фонда. — Просто урбанизацию не остановить — люди будут продолжать двигаться туда, где жить легче и проще. И именно поэтому все технологии, которые касаются развития умных городов, новых технологий в области здравоохранения, образования, да всех сфер городской жизни, будут развиваться в ближайшее время очень активно.
Не удивительно, что сейчас одной из самых, пожалуй, оцифрованных является сфера взаимодействия власти и жителей. Порталом госуслуг mos.ru пользуются уже почти 9 миллионов москвичей. Артем Геллер, управляющий партнер крупной компании, за плечами которого разработка более 50 сайтов «властной» направленности, считает, что это неспроста:
— Московский и федеральный сайты госуслуг — это по факту самые посещаемые государственные интернет-ресурсы в мире. Стали они такими отнюдь не потому, что людей в нашей стране много (у нас на самом деле не самое большое население). Причина в том, что очень неплох как уровень цифровизации наших людей, так и уровень самих сервисов. И они, разумеется, развиваются. Поэтому в недалеком будущем мы увидим не только новые эффективные интерфейсы, но и оказание услуг вообще без сайтов — из колонки, из машины, из чайника...
Без наличных мы тоже обходимся все чаще — пластик уверенно побеждает купюры. Причем не только традиционные Visa и Mastercard, но и отечественный «Мир», с помощью которого в прошлом году было совершено более 2 миллиардов операций. Чаще всего эту карту использовали москвичи (452 миллиона операций) и жители Подмосковья (148 миллионов). Впрочем, Олеся Карпова, коммерческий директор компании, работающей в сфере лояльности банковских карт, уверена, что наличные никуда не денутся:
— Для многих все-таки еще важно иметь при себе «настоящие» деньги. Хотя, конечно, они активно отходят на второй план. Многие банки, кстати, уже выпускают карты только в цифровом виде... Мы платим уже и телефонами, и кольцами, и браслетами, и часами. Скоро, я думаю, не понадобится даже устройств — просто подмигнем на кассе, и платеж пройдет. А вот QR-платежи, думаю, у нас не «взлетят», хотя, например, в Китае они на первом месте. Все-таки и сканеры наши их не все считывают, и ПО постоянного обновления на устройствах требует, и экран часто надо подсветить… А вот в ретейле набирают популярность не только безнал, но и технологии дополненной реальности — всякие виртуальные примерочные, виртуальные (только на тебя рассчитанные) ценники и тому подобные вещи.
О том, что процесс цифровизации всего и вся несется закусив удила вперед с бешеной скоростью, говорит и ситуация на рынке:
— Не так давно мы обсуждали новые параметры российского венчурного рынка, — говорит Дмитрий Политов. — Еще два года назад считалось, что IT — это такая тотальная периферия, вкладываться в которую нет никакого смысла, потому что это технологии для социального развития, которые никогда не принесут инвесторам серьезных денег. А по итогам 2019 года оказалось, что IT вырвались на второе место среди самых перспективных отраслей. Бизнес понял, что для него тут открываются большие перспективы. Помимо бизнеса, с электронными данными активно стали работать и властные структуры, поэтому внедрение «цифры» и ее значимость будут только нарастать. Ведь, например, хорошо спланировать бюджет можно только в том случае, если власть хорошо представляет себе, как и где живут люди, что они делают, а самое главное, как ведут себя в динамике — чем занимаются сейчас и чем планируют потом, кто богатеет, кто беднеет и т.д. Думаю, в будущем эти технологии будут продвигать два больших драйвера: удаление посредников на пути «заказчик — исполнитель» и упрощение доставки цифрового сервиса — например, когда онлайн-образование будет «привозить» к ученику домой целый университет.
Школа с доставкой
Школу, кто не в курсе, домой уже привозят. И речь не только об электронном дневнике:
— Сегодня школа бьется за внимание ученика, ведь ей приходится бороться с тем красочным и интересным контентом, который дети видят вне ее стен, — говорит Сергей Веременко, директор департамента регионального развития образовательной компании. — Слава богу, педагоги перестали отвергать онлайн-составляющую, так как увидели, что дети с удовольствием вовлекаются в учебный процесс. А главное, есть результат. Так, у нас на портале самые любимые курсы — это математика и программирование, причем и у гуманитариев, и у технарей. Красочный интерактивный контент и совершенно иной подход к преподаванию делают свое дело. Кстати, благодаря поддержке из бюджета школы сейчас очень хорошо оснащают, и учителя активно и с удовольствием пользуются этим оборудованием. Думаю, развитие среднего образования будет все дальше идти по индивидуальным образовательным траекториям, которые обеспечит искусственный интеллект (ИИ). Сделать это для каждого из 30 сидящих в классе учитель не может просто физически. А ИИ подберет и покажет ему, кому какие задачи определить, даст другие рекомендации, сделав труд педагога более точечным и эффективным.
А вот полностью уходить в виртуал образование не должно, уверен Дмитрий Крутов, гендиректор одного из онлайн-университетов:
— Да, мы занимаемся онлайн-образованием и, как никто, понимаем, что интернет-учебники не работают. Потому что образование невозможно без контакта с преподавателем. Все эти истории про то, что нас будут чему-то обучать роботы или ИИ, обернутся тем, что мы получим потом роботизированных сотрудников, не способных ничего решать. А мы ведь хотим получить людей мыслящих. И когда кто-то говорит гордо: «Мы просто убрали преподавателя и перевели все в онлайн», — это очень примитивное понимание образовательного процесса. Конечно, IT — это технологии, которые помогают переосмыслить сейчас образование. Конечно, мы тоже работаем с большим количеством данных о пользователе — откуда и почему он приходит, как он учится, сколько времени тратит на домашнее задание, и т.д. Но делаем мы это для того, чтобы он не заблудился в том огромном объеме информации, который сейчас существует. Ведь все профессии нынче междисциплинарные — именно поэтому вузы готовят не профессионалов, а специалистов, ведь информация устаревает очень быстро. И наша задача — доносить до студента те новые мысли, которые существуют сейчас в мире, собрать цифровой аватар актуального специалиста, который будет востребован. Но никак не убрать преподавателя из процесса.
Дмитрий Игошин, арт-директор компании «Смена», занимается цифровой трансформацией такой архаичной структуры, как бывшая «Ленинка», и тоже трансформирует образование. В историческом здании на Воздвиженке он обосновался, чтобы не только сделать ее электронный дубль, но и вернуть чтение в массы:
— Суть предельно проста. Сейчас в библиотеке полным ходом идет оцифровка фондов — абсолютно всех. Наша задача — сделать эти продукты в разы популярнее. Первое, что мы сделали, пока законники разбираются с авторскими правами на электронные экземпляры, — вспомнили, что среди подростков читают все — их ведь заставляют в школе. А это чуть меньше сотни произведений для ЕГЭ и несколько сотен книг от Минкульта из списка на лето. То есть они точно будут востребованы в цифровом виде. В итоге сделали такую системку, в которой можно не только прочитать текст, но и разбить книги по жанрам, проверить, как ты ориентируешься в произведении, увидеть подсказки и пропущенную информацию. Каждая книга предваряется предисловием, в котором рассказывается, почему она важна, в каком контексте писалась и т.д. Получилась такая миникультурная ДНК, которая доступна всем. Отдельная история — с диссертационным и журнальным фондом, который тоже предстоит перевести в удобочитаемый вид. Третий проект — это книжные памятники, которые очень интересны и ученым, и обычным людям. К марту эти продукты в максимальном разрешении должны оказаться в широком доступе. И четвертая история уже совсем глобальная. Пока во всех платных проектах типа «Литреса» или «Букмейта» преследуется одна цель — привлечь как можно больше пользователей, а значит, и денег. Но что делать, если моя мотивация не развлечься, а развиваться? Что я должен читать, если хочу стать тем-то и тем-то? Так родилась идея образовательного проекта — будем брать интервью у известных людей, чтобы они рассказывали, какие книги на них повлияли. В дальнейшем это, конечно, должно вылиться в сервис, который будет подбирать книги под конкретные задачи конкретного человека...
В общем, цифровизация идет полным ходом. И чем дальше, тем больше. Более того, она охватывает уже практически все сферы городской жизни — и транспорт, который вот-вот обещают сделать беспилотным, и ЖКХ, которое становится все более умным, и связь, и медицину, и социалку... А это значит, что специалистов, работающих в «пространстве цифры», с каждым годом требуется все больше. По некоторым данным, на рынке уже не хватает около миллиона специалистов. Так кто же будет двигать отрасль дальше?
— Самые востребованные сейчас — разработчики всех видов и уровней, — говорит Виталий Терентьев, директор департамента специальных проектов HeadHunter. — Следом идут web-cпециалисты и люди, разбирающиеся в больших данных, ИИ, нейронных сетях и робототехнике... Вообще, пул велик. Но вместе с тем «цифровики» составляют всего лишь 1,2 процента от всех вакансий (в Москве 2,6), существующих на рынке труда, то есть бизнес в цифру до конца еще не пришел. Но тренд явно растущий и долгоиграющий. Огромное число соискателей хотят строить сейчас свою карьеру в цифровых профессиях, это один из самых популярных запросов. Как правило, это молодые ребята, которые готовы начинать иной раз даже бесплатно. О каких деньгах идет речь? Если брать среднего специалиста с небольшим стажем — это где-то 43,5 тысячи рублей по стране и 95 тысяч рублей по Москве. Понятно, что в столице есть «Яндекс», Mail.ru Group, другие крупные компании, которые и дают существенную добавку к этой усредненной цифре. Но IT-зарплаты испытывают рост по отношению к другим отраслям и будут расти еще долго.
Самое интересное, что, по наблюдениям Терентьева, утекают у нас мозги уже не так активно, как раньше:
— Статистика показывает, что разработчики, айтишники, цифровики из Европы гораздо более склонны (процентов на 30) к переезду в другие страны, чем наши спецы. Более того, взятый властями курс на цифровизацию делает наш рынок все более привлекательным для выходцев из других стран. Есть и иные причины — демографическая яма 1990-х, нехватка специалистов, битва за таланты... Но, как отмечают работодатели, в 90 случаях из 100 нашим соискателям вакансий не хватает сейчас профессиональных компетенций. Сплошь и рядом бывает, что приходит человек, заявляет, что он дата-сайентист, а на поверку выходит, что нужных знаний нет.
При этом зарплатные ожидания у него крайне высокие. Что же делать? Кадров нет, мы на конкурентном рынке, настоящих спецов на корню скупают зарубежные компании... Практика показала, что лучший выход — обучение внутри компании. Примеров много — начиная с нас (в компании уже 10 лет работает школа программистов) и заканчивая китами рынка, которые тоже имеют такие же подразделения. Прелесть этих школ в том, что люди обучаются не столько теории, сколько практике — живыми руками делают живой продукт. Других способов пока, к сожалению, нет. И тут бизнес могло бы, мне кажется, поддержать государство. Все-таки цифра — это, как ни крути, не только наше настоящее, но и будущее.
Хватит одной кнопки
Александр Филатов, руководитель направления мониторинга и анализа данных продукта «городские электронные услуги» ДИТ Москвы:
— Многие из вас пользуются нашим порталом mos.ru. Надеюсь, у многих он стоит стартовой страницей (а если нет, значит, нам есть куда расти). На портале мэра наша команда ответственна за все, что происходит после заполнения вами формы и нажатия на большую зеленую кнопку «Подать заявление». Процессы, которые скрыты за этой кнопкой, — доставка заявления в орган власти, сбор документов для принятия решения, отправка результатов из органа власти в личный кабинет заявителя — это и есть наша работа.
По сути, ее можно разделить на три больших направления. Первое — это создание рекомендательной системы, когда пользователю предлагается некий типовой набор услуг. В каком-то виде она уже существует на портале. Задача ближайшего будущего — перейти от типовых рекомендаций к персональным. Не так давно в МИРЭА мы проводили хакатон для молодых айтишников. Дали им выгрузку данных за 1,5 года и попросили найти взаимосвязи. И выяснилось, например, что после услуги оформления лицензии на продажу алкоголя, обычно получают порубочный билет (хозяин магазина благоустраивает территорию вокруг него), а потом услугу по согласованию проекта вывески. То есть помимо типовой истории — получение, переоформление или продление лицензии — проявились услуги из смежных областей, которые точно заинтересуют пользователя. Именно по этому алгоритму и будут строиться персональные рекомендации.
Второе направление — цифровизация процессов клиентской поддержки. Когда портал только запускали, утром каждого дня и особенно по понедельникам у нас скапливалась куча неразобранных обращений. Их все надо было прочесть и выбрать группу специалистов для работы с ними. Сейчас всю эту рутину выполняет робот, так что скорость обработки сократилась с половины дня до нескольких минут.
Третье направление — контроль административных процессов. Большой проект, стартовавший несколько лет назад. Поначалу мы лично рассчитывали сроки исполнения конкретного заявления, возможные причины отказов, которые могут на него последовать, и т.д. Сейчас привлекаем ИИ, чтобы в самом ближайшем будущем система анализировала причины отказов, классифицировала и группировала их, собирала и анализировала статистику, выявляла аномалии в процессах и т.д. И результаты уже есть. В этом году Москва участвовала в рейтинге Всемирного банка Doing business по направлению «Получение разрешения на строительство», где одним из критериев оценки было как раз наличие такого мониторинга. В итоге город продвинулся вверх сразу на пять позиций.
Ну а в ближайшем будущем, надеюсь, мы придем к проактивным услугам, то есть людям не надо будет лишний раз взаимодействовать с органами власти. Достаточно будет раз нажать на кнопку и получить конкретный результат без всяких дополнительных «упражнений». Ну а следующий этап — получение услуг авансом. Например, вы еще лежите с ребенком в роддоме, а свидетельство о его рождении уже лежит в лотке вашего домашнего принтера…