ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Nov. 24, 2025

Похитители новоселья

Рейтинг: 0

Автор: Кристина Важенина. Монокль

Адекватного решения проблемы недействительных сделок с недвижимостью пока так никто и не предложил. Единственное, что советуют покупателям, — проверять под лупой все намерения и личность продавца

Количество случаев оспаривания сделок с недвижимостью бывшими владельцами по типу так называемого кейса Ларисы Долиной заставило законодателей засучить рукава. Ситуация накалилась до такой степени, что специалисты в сфере недвижимости стали говорить о дестабилизации рынка. Поэтому в Госдуме создали рабочую группу для защиты добросовестных покупателей недвижимости. Правоведы, юристы и депутаты разрабатывают поправки, которые помогут защитить добросовестных покупателей от произвола.

Схема оспаривания сделок недвижимостью бывшими хозяевами теперь в тренде у пожилых владельцев квартир. Многие пенсионеры попадают на удочку к мошенникам и под давлением злоумышленников продают свое жилье ― но вскоре идут в суд, утверждая, что в момент совершения сделки не осознавали совершаемых действий. Покупатели же заключают законные сделки, а затем остаются без денег и без жилья. Таких примеров с каждым днем становится все больше. На вебинаре «“Эффект Долиной”: как защитить добросовестных покупателей от ведомых продавцов?», организованном Жилищным конгрессом, заместитель начальника управления следственного департамента МВД России полковник юстиции Александр Бойков сообщил, что в 2025 году количество подобных преступлений выросло на 15%. И если раньше такие мошенничества затрагивали только Москву и Петербург, то сейчас уже появились случаи в других городах. В 95% всех уголовных дел по мошенничеству в сфере недвижимости жертвами являются пожилые люди.

Из-за этого рынок недвижимости сегодня оказался в трудной ситуации и испытывает системный кризис доверия. Паника покупателей и судебная активность пенсионеров привели к тому, что сфера вторичной недвижимости вот-вот станет токсичной. Но мнения юристов о том, что делать и какие поправки нужны в законодательство, расходятся, и похоже, адекватных решений сейчас нет ни у кого.

Черный лебедь

По словам частного риелтора Евгения Коноплева, история с квартирой Ларисы Долиной стала главным «черным лебедем» рынка недвижимости 2025 года, хотя на самом деле схема не новая.

«Я познакомился с такой ситуацией еще в 2015 году, — рассказывает риелтор. — Бабушка продавала квартиру срочно, цена была ниже рынка. Были все признаки стандартной схемы “ведомый продавец”». Но если раньше покупатель в случае отказа прежнего владельца квартиры съезжать начинал долгие суды, чтобы его выселить, то случай Долиной перевернул все. «Теперь любой продавец может заявить: “Не понимал, что делал, верните мне квартиру, а деньги ваши взыскивайте с мошенников, которым я их передал», ― констатирует наш собеседник. — Это новая реальность».

Вера Дробова, генеральный директор агентства недвижимости «Адресат», подтверждает: кейс певицы демонстрирует типичный механизм мошенничества с недвижимостью, когда пожилые люди, под давлением или введенные в заблуждение, подписывают документы, а затем отказываются исполнять обязательства по сделке. «Некоторые граждане стали пользоваться этим прецедентом, ― говорит Дробова. ― Случаи, когда по “пенсионерской схеме” продавцы ссылаются на мошенников и отказываются съезжать из проданных ими квартир, стали массовыми. Суды вынуждены становиться на их сторону».

Вот один из примеров: военный из Подмосковья купил четырехкомнатную квартиру за 10,5 млн рублей на субсидию от Минобороны. Сделка прошла все проверки. Пожилой продавец настоял на расчете наличными… и почти сразу подал иск об аннулировании сделки. Пострадавшая семья подала встречный иск о признании их добросовестными покупателями. Спустя год, в октябре 2025-го, суд вынес решение: вернуть квартиру пенсионеру. Поводом послужила медэкспертиза, признавшая, что пенсионер при продаже не отдавал себе отчета в своих действиях.

Еще пример: пару недель назад Петроградский районный суд в Петербурге удовлетворил иск актера Кирилла Ульянова и признал недействительной сделку купли-продажи его квартиры. В январе 2024 года Ульянов продал Эльбе Гергиевой квартиру на улице Ленина за 19,5 млн рублей. Она сделала там ремонт на 2,6 млн рублей. Спустя некоторое время Ульянов заявил, что продал квартиру под влиянием мошенников. Гергиева подала встречный иск, в котором заявила, что Ульянов продал квартиру добровольно, и просила взыскать с него 22,1 млн рублей (стоимость квартиры и ремонта). Но суд решил, что Ульянов, продавая жилье, находился под влиянием «не соответствующих действительности представлений о происходящем», и отказал Гергиевой. Истица не получила и возмещение за ремонт, так как суд пришел к выводу, что она делала ремонт в своих интересах ради улучшения жилищных условий.

По словам Екатерины Векшиной, президента Гильдии риелторов Москвы, риелторы в столице проинформированы и теперь следят за поведением пожилых клиентов. Если продавец ведет себя подозрительно, то риелторы оставляют заявку на сайте Гильдии. Затем продавцам наносят визиты силовики. Сегодня в день поступает от трех до пяти таких заявок от агентств недвижимости.

Но, добавляет Вера Дробова, пока что единого механизма, который позволит покупателю обезопасить себя от таких схем, не существует. «Лучше просто не приобретать жилье, где единственным собственником является пожилой человек», ― комментирует специалист. По ее словам, сегодня ни видеофиксация, ни оформление сделки у нотариуса, ни освидетельствование психиатром, ни даже свидетели, присутствующие на сделке, ― ничто не может защитить сделку от оспаривания. «Защита от подобных схем, как при любой сделке с недвижимостью, требует комплексного подхода — от тщательной проверки документов, до готовности к судебному спору», ― добавляет риелтор.

Юлия Юдина, адвокат Отечественной коллегии адвокатов, считает, что проворачивать схемы мошенникам помогает не отсутствие норм закона, а низкая осведомленность людей и отсутствие профессиональной юридической проверки сделок. «Не все риски покрываются ЕГРН (Единым государственным реестром недвижимости, где указаны владельцы недвижимости. ― “Монокль”), ― подчеркивает юрист. ― Реестр не защищает от мошенничества с использованием поддельных документов и сделок под давлением. Рядовому покупателю проверить эти риски невозможно, здесь требуется профессиональная проверка дееспособности и подлинности. Может быть, новые внедрения минимизируют уровень мошенничества из-за еще более усиленной защиты со стороны государства, но не решат вопрос юридической неосведомленности граждан. Минимальные юридические знания помогли бы жителям России избегать попадания на удочку к преступникам».

Есть вопросы и к добросовестности покупателей. По словам члена адвокатской палаты Ленинградской области Татьяны Журавлевой, покупатели вполне осознают, что с квартирой что-то не так: продают ее срочно, цена ниже рынка и владелец — пожилой человек с рядом заболеваний. Но это никого не останавливает. «Я участвовала и участвую не в одном таком судебном слушании. Могу сказать, что я не видела пока ни одного реального добросовестного приобретателя, ― категорична Журавлева. ― Сегодня под “добросовестность” пытаются подвести базу: обязывают продавца пойти на прием к психиатру, который, посмотрев на человека в течение одной минуты, выдает заключение, что к сделке препятствий нет».

Важный нюанс: по закону добросовестный покупатель совсем не то же самое, что добросовестный в обывательском понимании, но об этом ниже.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Other issues View all
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни