По СМИ разлетелись слова главы Комитета Госдумы по труду и соцполитике Ярослава Нилова о том, что наконец-то исполнилась его детская мечта. Якобы он с начала 90-х страстно хотел ездить на «Ладе», и вот наверху услышали его чаяния. Парламентарий стал одним из первых, кто получил новую служебную Lada Aura. И вообще, вазовский «бизнес-класс» не уступает ни одному немецкому седану (так его процитировали в прессе).
- Я такого не говорил! Журналисты перевернули все мои слова, - прямо признался мне депутат, когда я ему позвонил поговорить об автопатриотизме.
В итоге, чтобы отделить мух от котлет, мы договорились встретиться на парковке перед Госдумой, поездить по центру Москвы и честно оценить, что же за чиновничий автомобиль собрали в Тольятти.
Пока Госдуме передали 17 Lada Aura. Но на парковке у главного входа я увидел только две. Новенькие «Aura» выделяются своей незацарапанностью. Соседние американцы (Форды), немцы (БМВ) и корейцы (КИА) 10-летней давности порядком потускнели.
- Вы не думали о карьере амбассадора АвтоВАЗа? Может, было бы недурно пойти в рекламу отечественных авто? – подшучиваю над Ниловым. Сейчас интернет-поисковик, если набрать имя депутата, сразу предлагает подставить слово «Лада».
- Нет. Я все-таки предпочитаю честно черное называть черным, а белое – белым.
Мы уселись на заднем диване черной «Ауры». Главная фишка автомобиля – простор для ног пассажиров. Столько места я, наверно, видел только в железнодорожном бизнес-классе. Тут можно хоть йогой заняться и не задеть переднее кресло.
- Но я привык сидеть на переднем месте, поэтому весь этот простор оказался мне не совсем нужным, - признался Нилов.
Еще до декабря глава думского комитета ездил на БМВ 5-й серии. Но машина за 10 лет намотала 400 тысяч километров, и коробка передач попросила капремонта. А официально через госзакупки починить немецкую машину уже нельзя.
- Ну и как впечатления от «Лады» после 10 лет на БМВ? – задаю главный вопрос.
- Честно говоря, с моим графиком все равно, на чем ездить. Машина для меня выполняет только транспортную функцию – мне важно без поломок добираться до работы, мероприятий и аэропорта. Все равно, в дороге я работаю – читаю документы, даю интервью… - уклончиво ответил депутат.
Ну, что ж, придется вытягивать детали хитростью.
МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ
Мы медленно отъехали от думской парковки, и салон наполнился легким гулом от шипованной резины.
- В немецкой-то машине, небось, шумоизоляция получше была?
- Ну мы же друг друга слышим. И комментарии для радио я даю по телефону из машины, так что не особенно критично, - ответил Нилов.
- Так откуда журналисты взяли, что вы давно мечтали пересесть на «Ладу»?
- Просто не поняли мою иронию. Подростком в начале 90-х я какое-то время жил в Тольятти. У родителей была вишневая «восьмерка» с нештатными электростеклоподъемниками. В мои 12 лет казалось, что это очень круто, и я мечтал о своей «Ладе» в будущем. Но когда вырос, авторынок был уже другим. А сейчас, да, детская мечта, можно сказать, «исполнилась».
А ГДЕ КОЖА И ФОНАРИК?
Привыкнув к просторному заднему ряду, я начал разглядывать все остальное. Год назад автоСМИ писали, что салон Aura будут обивать качественной российской кожей. Поставщик должен быть тот же, что и у элитных Aurus. Но я что-то усомнился в натуральности обивки салона.
- Синтетика, - в унисон сказали Нилов и его водитель, подтвердив мои подозрения.
- А если оценивать машину исключительно как рабочее место, то как?
- В БМВ салон пошире... И я привык, что у зеркальца в козырьке есть фонарик. Здесь – только зеркало.
- А салонного света хватает, чтобы читать?
- Ну с телефона читать удобно. Еще я подпись могу ставить при свете персональной лампочки на потолке, - тактично ответил Нилов.
Я потом специально спереди и сзади проверил все салонные лампочки. Чтобы пересчитать сдачу в такси - достаточно. Но для машины, как рабочего места чиновника, света, конечно, мало. Глаза сломаешь, читая бумажные документы вечером.
ПРОВЕРКА НА ПРОЧНОСТЬ
Ярослав Нилов обмолвился, что для ВАЗа поставлять машины госслужащим федерального уровня – это большая ответственность.
- За 10 лет ни разу не было, чтобы БМВ меня не довезла до места назначения. С Aura спрос такой же будет – если она не заведется в нужный момент. Представляете, реакцию и последующие обсуждения в соцсетях, - предупредил депутат. – Но пока никаких проблем.
Впрочем, машина за полтора месяца успела проехать всего 3,5 тысячи километров. Было бы странно, если бы что-то уже начало ломаться.
- У вас не возникала ассоциация с идеей Немцова пересадить всех на «Волги»? Тоже хотели поддержать родной автопром, - спрашиваю Нилова.
- Возникала. Да, Aura – наш автомобиль, но уже во многом схожий с иномарками, которые раньше собирали в России, - признался депутат.
Как оказалось, речь о кнопках, рычаге вариатора и так далее, доставшимся ВАЗу от французского Рено.
«АУРА» КОМФОРТА И ЭКОНОМИИ
Попрощавшись с Ниловым, я остался наедине с «Aura» и ее водителем. Машина у меня вызвала противоречивые чувства.
Из плюсов:
+ На самом деле и на водительском кресле сидеть так же удобно, как на задних - над профилем кресел и дивана поработали на совесть.
+ Руль (вот на нем возможно уже настоящая кожа) сам ложится в руки.
+ Навигатор выводится прямо на электронную панель приборов – сверяться с маршрутом можно, почти не отвлекаясь от дороги. Здорово!
Из минусов:
- Все время попадаются какие-то детали, вызывающие одну и ту же мысль: «Сэкономили».
- Если постучать по дубовому пластику обивки двери, то звук такой же, как в «Рено-Логан», на котором я ездил в такси 15 лет назад.
- Понятно, что в машине главный – пассажир, а не водитель, но почему единственный подстаканник (такой формы, что туда ничего не влезет) сделали прямо за высоким рычагом вариатора? Пользоваться не очень удобно.
- А глянцевая панель вокруг рычага переключения вариатора уже начала покрываться царапинами. Через год тут живого места не останется.
- И как на дороге? – спрашиваю водителя по имени Константин.
- За счет цвета и длины вызывает уважение. По крайней мере, другие водители откровенно не щемят. Но подвеска жестковата – на стыках машину с пассажирами подбрасывает, - признался шофер.
А еще неприятно удивил расход топлива – сейчас машина съедает 14 литров бензина на 100 км. Конечно, это в Москве, и после обкатки расход должен уменьшиться, но по сравнению со многими иномарками, которые борются за экономичность, многовато.
ДО СВИДАНЬЯ НЕ ПО-ДЕТСКИ
Собравшись выйти с заднего сиденья, я дернул ручку и... дверь не открылась. Я плавно потянул еще раз, и дверь снова не открылась. "Ну ё моё", - мне тут же вспомнились печальные истории с дверями "Шнивы" и "УАЗа" на всяких автосалонах. "Неужели и тут то же самое?" - подумал я, опуская стекло, чтобы открыть дверь наружной ручкой.
- Там просто детский режим включен, дверь нельзя открыть изнутри, - объяснил водитель.
Как я понял, иногда, когда это по пути, депутат берет на борт сына. Ну а раз он сам всегда сидит спереди, то чадо садится сзади.
НАША СПРАВКА
Удлиненные версии «Лад» делались почти всегда. В 1999 году начали производство длинной «десятки» (21108 Премьер). С 2007 делали удлиненную «Гранту» (21708 Премьер). А в 2016-м за ВАЗе собрали первую длинную «Весту» (Vesta Signature). «Aura» - это и есть серийная версия той пробной длинной «Весты». Кстати, судя по фото, девять лет назад салон машины был заметно богаче, чем сейчас.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
И в мир, и в пир
Эксперты на Lada Aura смотрят благожелательно, хоть и не без легкого скепсиса.
- Во всех странах с развитым автомобилестроением принято, что госслужащие ездят на машинах отечественной сборки. Обычно жестких законов об этом нет, но неформальные правила игры обязывают, - рассказал KP.RU партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.
- В Китае, например, никому в голову не придет покупать для партийных служащих машины, сделанные в другой стране, - добавил вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. – Плюс надо понимать, что сейчас все новые продвинутые иномарки передают производителю кучу данных о передвижении авто. То есть, новые BMW буквально передают на Запад сведения о том, куда и когда ездят госслужащие, у которых такая машина. Поэтому для нас выбор российской машины – это еще и безопасность.
Шапарин добавил, что автопарк Госдумы давно требует обновления. Старые депутатские «Форды» и «Шкоды» уже в неприлично потрепанном виде.
- ВАЗ проделал большую работу, чтобы быстро начать выпуск Aura, - отметил Моржаретто. - Это ведь не просто «Веста» с врезанной посередине для удлинения частью. Сделаны новые штампы для крыши, дверей, дна. Ну и новая модель – это компромисс. Ни один отечественный завод сейчас не делает машины класса С или D. Поэтому сделали длинную версию седана B+. Aura - в любом случае хороший коммерческий автомобиль. Для нее куча дешевых запчастей (чего не скажешь о китайских авто, а после введения санкций и о европейских, японских), у нее большой салон. Для обновления таксопарков модель очень даже подходит.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Число мест 5
Длина / ширина / высота / база 4690 / 1764 / 1496/ 2885 мм
Клиренс 178 мм
Снаряженная масса 1440 кг
Объем багажника 480 л
Двигатель бензиновый, 1,8 л, 122 л. с.
Максимальная скорость 185 км/ч
Разгон 0–100 км/ч 11,0 с
Трансмиссия вариатор (CVT)