Во время инаугурации президента впервые был официально продемонстрирован новый российский автомобиль проекта "Кортеж", созданный на единой модульной платформе (ЕМП). О том, как шла разработка дизайна президентского лимузина, какие технические решения применили конструкторы и почему ему нет аналогов в мире, рассказали "Известиям" ведущие сотрудники Государственного научно-исследовательского института "НАМИ", проектировавшие этот автомобиль.
В просторном зале дизайн-центра по периметру выставлены блестящие лимузины, седаны, микроавтобусы и внедорожники, разработанные в рамках проекта "Единая модульная платформа". Их здесь более двадцати.
- Они все разные. Это и прототипы, и модели будущих автомобилей, - говорит главный дизайнер проекта "ЕМП" Юрий Черненко. - Над дизайн-проектом мы начали работу в 2013 году. Сначала это была команда из 10 человек, а сейчас уже 47 специалистов - все выпускники отечественных специализированных вузов.
- Изначально делали акцент на футуристических образах, но потом, что называется, спустились на землю. Мы изучали хроники прошлого века и взяли прототипом автомобиль ЗИС-110, который появился после войны. В нем много эмоциональных составляющих. Это и Парад Победы, и полет Гагарина - везде герои были на этой машине.
Юрий Черненко указывает на передний бампер макета лимузина:
- ЗИС-110 имеет характерные элементы: вертикальная длинная решетка от капота до бампера и расходящиеся от нее "усы" - хромированные элементы. В первоначальном прототипе мы буквально воспроизвели эти элементы. В дальнейшем они серьезно трансформировались и обрели современные формы.
По словам Черненко, перед дизайнерами стояла задача отразить в дизайне внутреннюю, мягкую силу и показать русский дух и историю одновременно. Но при этом внешний облик автомобиля должен быть современным и производить впечатление монументальности и мощи.
- Этого удалось достичь за счет сочетания плавных обтекаемых поверхностей с острыми гранями - удачное сочетание классики и современности.
Юрий указывает на верх решетки радиатора, где крепится небольшой шильдик ромбической формы:
- Это официальное название автомобиля. Машина будет называться Aurus, что означает "русское золото" - от Aurum и Russia.
Все дизайнерские идеи досконально прорабатывались с конструкторами проекта. Так, например, спереди появились дополнительные воздухозаборники - для удовлетворения потребностей высокофорсированного двигателя.
- Главная задача, которая стояла перед нами, - это создать унифицированное семейство автомобилей для госструктур и для открытого рынка. Автомобили должны быть конкурентоспособными в своем классе. В этом и заключалась сложность нашего проекта - подобных машин отечественный автопром еще не создавал, - рассказал главный конструктор проекта "ЕМП" Вадим Переверзев.
При разработке двигателя в качестве экспертов были привлечены зарубежные партнеры по инжинирингу, но Вадим Переверзев отмечает, что это именно совместная работа, а не стандартное приобретение готового решения.
- По нашему техническому заданию и в соответствии с нашими требованиями началось совместное проектирование нового мотора, который создавался специально под проект "ЕМП". Этот новый двигатель интересен в том числе тем, что не имеет навесных агрегатов, приводящихся ремнем. Все механические приводы спрятаны в сам двигатель, часть агрегатов приводится от электричества. Наша машина гибридная, соответственно, на борту имеется высоковольтная электрическая система, и, например, компрессор системы кондиционирования приводится не ремнем, как на большинстве двигателей, а от высоковольтной сети. Чтобы обеспечить высокую степень форсировки, двигатель имеет двойной турбонаддув с двумя охладителями наддувочного воздуха.
Вадим показывает на экране математическую модель двигателя.
- Среди моделей ЕМП для госструктур и рынка будут бронированные версии, которые тяжелее обычных автомобилей. Высокая энерговооруженность необходима для обеспечения хороших тягово-динамических показателей всех автомобилей. Базовый двигатель нового семейства - это бензиновый V8 объемом 4,4 л и мощностью 600 л.с. Он обеспечивает необходимые характеристики всем машинам и, соответствуя по своим параметрам наилучшим моторам лидирующих мировых производителей, по совокупности своих свойств и применяемых решений действительно находится на вершине прогресса современного двигателестроения. Модельный ряд двигателей также включает двигатель V12 и, например, L4 -менее мощный, но потенциально востребованный рынком, - пояснил он.
Другой пример создания в рамках проекта оригинального технически сложного агрегата - автоматической трансмиссии - это уже полностью российская разработка.
- 9-ступенчатая автоматическая коробка передач - абсолютно новая разработка, целиком отечественная, сделанная одним из наших партнеров. Все автомобили будут оснащены этой коробкой передач, - отметил Вадим Переверзев.
Все автомобили проекта "Кортеж" - полноприводные. Конструкторы обещают средний разгон до 100 км/ч за 6 с. Стоит обратить внимание и на клиренс: из-за дорожно-климатических особенностей страны у лимузинов и седанов его высота составляет 200 мм. Это выше, чем у потенциально конкурирующих марок, таких как Mercedes Maybach, Rolls-Royce и других.
Примечателен интерьер президентского лимузина.
- Все материалы внутренней отделки преимущественно российского производства. Можно сказать, что интерьер "умный". Жидкокристаллические дисплеи в приборной панели, мультимедийная система с джойстиками в качестве органов управления. Ничего сверхфутуристического в интерьере нет: классический, строгий, сдержанный, но интересный, - рассказал Вадим Переверзев.
Осенью на Московском автосалоне автомобиль будет представлен широкой общественности, после чего на машины проекта "Кортеж" уже можно будет разместить заказ, а уже в 2019 году увидеть их и на дорогах страны.