68-й Каннский международный кинофестиваль начался с исправления недочетов. Только ленивый в прошлом году не прошелся по фильму открытия — глянцевой и неглубокой «Принцессе Монако» Оливье Даана. Сегодня тренд сменился кардинально — фестиваль открыла серьезная социальная драма «С высоко поднятой головой» Эмманюэль Берко, где Катрин Денев играет судью, которая пытается помочь вернуться в колею малолетнему преступнику. Фестиваль с самого начала взял высокую и очень драматичную ноту и, похоже, снижать ее не собирается.
Одним из главных сквозных тем конкурсной программы года станет стирание национальных границ. В ряде фильмов это обыгрывается на сюжетном уровне. «Море деревьев» Гаса Ван Сента — о том, как американец (Мэттью Макконахи) в компании японца (Кен Ватанабе) ищет выход из экзистенциального кризиса в знаменитом Лесу самоубийц у подножия Фудзи. «Дипан» от режиссера «Пророка» Жака Одиара — о тамильском повстанце, который ищет спокойной жизни во Франции, но сталкивается с местным криминалитетом. Картина одного из лидеров «шестого поколения» китайских режиссеров, Цзя Чжанкэ, «Горы могут ходить», снята, помимо прочего, на французские деньги, а действие одной из трех глав будет происходить в Австралии 2024 года. О глобализации кинематографа говорит и тот факт, что девять из 19 фильмов сделаны на английском языке (а пять — на французском).
Среди самых ожидаемых фильмов фестиваля — «Юность» Паоло Соррентино. История дирижера (Майкл Кейн), который на склоне лет получил неожиданное предложение от королевы Елизаветы II выступить на дне рождения принца Филиппа. Режиссер уже шесть раз принимал участие в фестивале, а в позапрошлом году выиграл «Оскар» за лучший иностранный фильм.
«Сказка сказок» еще одного итальянца, Маттео Гарроне, тоже снятая на английском языке, — три довольно зловещие истории, позаимствованные из сборника неаполитанского писателя и собирателя сказок XVI века Джамбаттисты Базиле. Краткий сюжет: Сальма Хайек ест сердце морского чудовища, Венсан Кассель ухаживает за старушкой с голоском невинной девы, а Тоби Джонс выращивает у себя в спальне гигантскую блоху.
На счету Тодда Хейнса, режиссера из плеяды американских независимых, пять картин, среди них — вольные биографии Дэвида Боуи («Бархатная золотая жила») и Боба Дилана («Меня там нет»), а также великолепная имитация техниколоровых мелодрам 1950-х «Вдали от рая». Новый его фильм «Кэрол» тоже будет про 1950-е. Это экранизация скандального и до сих пор не переведенного на русский язык романа Патриции Хайсмит «Цена соли» о том, как молодая продавщица универмага (Руни Мара) влюбляется в замужнюю женщину по имени Кэрол (Кейт Бланшетт) и начинает ее преследовать.
Несмотря на громкие имена, будущий призовой расклад предугадать не представляется возможным. Не только из-за большого разнообразия программы. Любые выкладки теряют смысл еще из-за особенного жюри. Каннский фестиваль всегда тщательно подбирает судейскую коллегию, однако в этом году интрига будет сохраняться до самого конца — настолько разные творческие индивидуальности собрались за одним столом. Во главе жюри — мастера ретродрам братья Коэн (впервые в истории председательствующие вдвоем). Под их началом будут работать визионер Гильермо дель Торо, канадский вундеркинд Ксавье Долан, малийская певица и композитор Рокия Траоре, актеры Софи Марсо, Джейк Джилленхол, Сиенна Миллер и муза Педро Альмодовара Росси де Пальма. Единственное, что можно утверждать, глядя на этот список, — полного единодушия ждать не приходится.
В этом году «Особый взгляд», вторая по важности программа, оказался не менее звездным. С дебютантами соперничают уже маститые или культовые режиссеры — «An» Наоми Кавасе, «Кладбище великолепия» Апичатпонга Вирасетакула, «Путешествие на берег» Киёси Куросавы, «Ловушка» Брильянте Мендосы, «Сокровище» Корнелиу Порумбойю. Здесь решение будет выносить жюри во главе с актрисой Изабеллой Росселлини.
Особое внимание россиян в этом году будет приковано к конкурсу студенческого короткого метра Cinéfondation, где принимают участие две короткометражки из России: «Возвращение Еркина» Марии Гуськовой (Высшие курсы сценаристов и режиссеров) и «14 шагов» Максима Шавкина (Московская школа нового кино). Наши молодые кинематографисты могут претендовать, как минимум, на сочувственное отношение жюри — ведь его возглавляет выпускник ВГИКа Абдеррахман Сиссако.
С 14 мая начинает работу Российский павильон — главная площадка по продвижению отечественного кино за рубежом. Как и в предыдущие годы, его курирует глава «Роскино» Екатерина Мцитуридзе при поддержке ОАО «Аэрофлот» и нового стратегического партнера — Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко. В павильоне пройдет презентация российских проектов для копродукции, среди них — «Ленин» Елены Яцуры и Юрия Крестинского, «Философский пароход» Александра Цекало и Петра Щедровицкого. Кроме того, будет представлен уже ряд готовых проектов — полнометражный дебют Михаила Местецкого «Тряпичный союз», экранизация романа Дины Рубиной «Синдром Петрушки» Елены Хазановой с Евгением Мироновым и Чулпан Хаматовой, эротический триллер «Саранча» Егора Баранова и др.