Причём договор ДОН (как и ПРО, кстати) изначально пробивали сами американцы, аж со времён президента Эйзенхауэра. Но вот пришёл президент Трамп и одним движением смахнул со стола то, что было одной из основ обеспечения стратегической стабильности на Земле.
Знаете, наше противостояние с США мне напоминает старинное развлечение, которое, говорят, до сих пор популярно в американской глубинке. Представьте: длинный прямой участок хайвея. Два отчаянных парня с двух концов садятся в свои машины и несутся навстречу друг другу. На кону, допустим, сотня долларов или ящик пива. Кто первый отвернул — тот проиграл.
С конца прошлого года весь мир смотрел, как мы и они играем в эту дурацкую игру. На этот раз вроде бы (тьфу-тьфу-тьфу) разъехались. А ведь могли бы столкнуться, как те два американца, попади одному из них под колесо камень.
— Например, какое-то неловкое действие одной из сторон на линии соприкосновения Вооружённых сил Украины и ополченцев Донбасса. Один открыл огонь, другой ответил — и понеслось...
Бывали дни весёлые
— Но ведь мы помним и другие времена, когда между Россией и НАТО была если не «великая дружба», то хотя бы нормальные отношения.
— Были — после 1997 г., когда мы подписали Основополагающий акт Россия — НАТО. Началось определённое сближение в тех областях, где можно было работать совместно. Сотрудничали по борьбе с терроризмом, спасению экипажей подводных лодок, даже проводили совместные миротворческие операции, как, например, в Косове. Но полного взаимопонимания между нами даже тогда не было. Помнится, американский посол в России Александр Вершбоу мне говорил в 2001 г. во время работы над договором о СНП: «Генерал, вы будете делать то, что мы вам скажем». Теперь бы вряд ли язык повернулся... А ведь если бы не их вечная проповедь, что Америка превыше всего, не их навязчивое стремление построить весь мир по своим лекалам — были бы нормальной договороспособной нацией.
— Ответ на вопрос «Хотят ли русские войны?» уже дал поэт Евгений Евтушенко. Вас спрошу по-другому: хотят ли натовцы войны?
— Знаете, я в силу служебных обязанностей довольно много ездил по странам, входящим в НАТО. В первые годы меня восхищала та идиллия, в которой жили немцы, французы, американцы. Вряд ли они откажутся от своей сытой и размеренной жизни ради эфемерной победы над Россией. Для себя Запад войны точно не хочет. А что война может идти где-то на востоке, в какой-то Украине, т. е. почти в Сибири (географию эти люди знают плохо), так это далеко и их не касается. Помнится, когда в 2008 г. Грузия вломилась в Южную Осетию, многие в Европе удивились, что это за конфликт такой в американском штате Джорджия.
Чехов и «Джавелины»
— Вы неоднократно участвовали в переговорах с натовцами. Скажите, а они имеют основания доверять нам?
— Не припомню, чтобы мы их хоть раз обманывали. А вот они нас... В марте 2008 г. я участвовал во встрече с коллегами — начальниками генеральных и главных штабов стран НАТО. Я привёз туда озабоченность руководства нашей страны по поводу того, что в Грузию потоком шло оружие с Запада. США присылали стрелковое оружие и бронированные джипы, Польша — боеприпасы для артиллерии, Латвия — средства связи и т. д. Я тогда сказал, что у нас в России был такой драматург Антон Чехов, который говорил про ружьё на сцене. Если оно висит в первом акте, то в последнем должно выстрелить.
Коллеги из НАТО меня разубеждали, но не прошло и полгода, как Грузия с этим оружием напала на Южную Осетию. Сейчас то же самое происходит с Украиной. По украинским данным, они рассчитывали на получение 50 транспортных самолётов с оружием. Получили пока более 20. В «посылках» — противотанковые комплексы «Джавелин», переносные зенитные комплексы «Стингер», Германия прислала 5 тыс. касок... Кстати, перед войной 2008 г. Украина передала Грузии 40 боевых машин пехоты БМП-2. Правда, они вышли из строя на первых же учениях. Вот и «Джавелины» со «Стингерами», которые сейчас завозят на Украину, — не первой свежести.
Повод для армагеддона
— Не кажутся ли вам требования России по гарантиям безопасности завышенными? Напомним, что их суть сводится к трём пунктам: неразмещение ядерного оружия у наших границ, вывод объектов НАТО с территории ряда «новых членов» и недопущение дальнейшего продвижения на восток.
— Нет, мне так не кажется. Поясню на примере последнего пункта этих гарантий. Под продвижением на восток, понятно, имеется в виду гипотетическое принятие в альянс Украины.
Допустим, Украину примут в НАТО. Это большая страна, производящая собственные танки, бронетранспортёры, ракеты, миномёты, беспилотники и прочую военную технику. Что украинцы не производят сами, им будет предоставлено по программам блока. Украина — страна, считающая себя территориально обиженной и поставившая себе цель вернуть Крымский полуостров. При этом в Уставе НАТО есть 5-я статья: нападение на любую страну блока расценивается как нападение на весь блок. А в Военной доктрине России написано, что мы ни на кого не собираемся нападать, но ответим на неспровоцированную нашей страной агрессию. Чем не сценарий Третьей мировой войны, которая может случиться, если Украина станет 31-м членом НАТО?
Туман войны
— Юрий Николаевич, можете объяснить, откуда военные и политики разных стран берут «совершенно точные даты» российского вторжения на Украину?
— Рискну предположить, что американские разведчики, как и все в США, заразились вирусом политкорректности. Они стали слишком чутко реагировать на то, какой информации от них ждёт общественное мнение, ну и руководство в Белом доме. Поскольку и те и другие с подачи американских СМИ были уверены, что Россия нападёт на Украину если не 16 февраля, то уж точно 22-го, то именно такую «развединформацию» стали поставлять Байдену все 17 структур, входящих в Разведывательное сообщество США.
Военный теоретик Карл Клаузевиц ещё в XIX в. писал про «туман и полумрак войны». Вот в этом тумане и полумраке сейчас блуждают американские разведслужбы, политическое руководство и население США. Помните фильм «Хвост виляет собакой»? Похоже, весь мир попал внутрь этой картины — кстати, тоже американской.
— Давайте напоследок о хорошем — о Дне защитника Отечества.
— Я в армии с 1966 г., начинал после училища командиром мотострелкового взвода. Смотрю сейчас на нынешних военных и понимаю: им ничуть не проще служить, чем нам. Тогда мир всё-таки жил по правилам, а сейчас благодаря нашим «партнёрам» никаких правил больше нет. Профессиональные навыки всех, кто служит в Вооружённых силах, могут потребоваться стране в любой момент. Всех причастных к службе — с праздником 23 февраля! С надеждой, что войны в Европе не будет.