Практику курортного сбора, который туристы пока платят лишь в нескольких регионах России, хотят распространить на всю страну. Соответствующие изменения могут быть внесены в большой налоговый законопроект, принятый Госдумой в первом чтении, и вступить в силу с 1 января 2025 года.
Эксперимент по развитию курортной инфраструктуры за счет денег, собираемых с приезжающих, начался в 2018-м и первоначально был рассчитан на пять лет, а его действие ограничили Алтайским, Краснодарским, Ставропольским краями и Крымом. Право вводить в отдельных муниципалитетах так называемый курортный сбор получили региональные власти. Размер сбора ограничен федеральным законом: не больше 100 рублей за сутки.
Схема такова: юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые предоставляют гостиничные услуги разных категорий и уровней сервиса или сдают для временного проживания жилье, должны брать с заселяющихся курортный сбор сверх стоимости проживания и перечислять его в специальный фонд в региональном бюджете. Потом эти деньги возвращаются в тот муниципалитет, где гостил турист, и идут на благоустройство.
Осенью 2022-го встал вопрос, что делать дальше: эксперимент заканчивался, а спрос на внутренний туризм вырос из-за осложнившегося выезда на отдых за границу после начала специальной военной операции.
Группа депутатов из думского комитета по туризму и туристической инфраструктуре уже тогда предложила с 1 января 2023 года вместо экспериментального курортного сбора ввести туристический сбор, который по предложению муниципалитетов смогут (но не обязаны) устанавливать и взимать с приезжих все регионы, даже те, где курортов нет. Инициатива не получила поддержки правительства и была отозвана авторами: кабинет министров, которому президент поручил подвести итоги эксперимента и до 1 июня 2023-го определить, стоит ли делать сбор постоянным и повсеместным, на тот момент еще не принял решения.
Дума Ставропольского края, в свою очередь, тогда же внесла законопроект о продлении эксперимента. В ходе обсуждения приводилась такая статистика: в Алтайском, Ставропольском и Краснодарском краях с 2018 года по май 2022-го собрали около 1,8 млрд рублей, что позволило провести более 200 мероприятий по благоустройству курортной инфраструктуры (терренкуры, лечебные парки, фонтаны). Но из-за пандемии эксперимент получился немного скомканным, в Алтайском крае его даже временно приостанавливали.
В итоге программу курортного сбора продлили до 31 декабря 2024-го, распространив эксперимент на Санкт-Петербург, который курортом не является. Сегодня по 50 рублей за сутки берут с туристов в Белокурихе (Алтайский край) и в Сочи. На других курортах Краснодарского края (Анапа, Геленджик, Горячий Ключ, Новороссийск) сбор составляет 30 рублей. В Ставрополье (Ессентуки, Пятигорск, Железноводск, Кисловодск и Минеральные Воды) с приезжих берут по 100 рублей в сутки. Столько же – в гостиницах Санкт-Петербурга. В Крыму курортный сбор с марта 2022 года отменен.
Административные наказания за отказ платить обычно установлены в пределах от 500 до 2000 рублей. В Петербурге штрафы пока не ввели. До окончания эксперимента осталось полгода.
Допналог в пользу регионов
Во время обсуждения грядущих в 2025-м налоговых изменений вопрос трансформации курортного сбора в туристический налог стал одним из немногих конкретных предложений, которые продвигали главы регионов и муниципалитетов. Мэр Мурома (Владимирская область) Евгений Рычков, к примеру, на разных мероприятиях сетовал, что родина былинного богатыря привлекает с каждым годом «на десятки процентов» больше туристов, но без турсбора на бюджете города это никак не отражается.
В Налоговом кодексе у нас «всего по три дохлых налога относятся к компетенциям региональных и местных властей», констатировал председатель экспертного совета при думском комитете по бюджету и налогам Михаил Орлов. Субъекты РФ своими решениями вправе устанавливать налоги на имущество организаций, на игорный бизнес и транспортный налог, муниципалитеты – налог на имущество физлиц, земельный налог и торговый сбор.
В рекомендациях парламентских слушаний по совершенствованию налоговой системы, прошедших в Госдуме в конце мая, говорилось о необходимости рассмотреть вопрос о «закреплении за муниципалитетами дополнительного доходного источника в виде туристического сбора». Но во внесенном правительством 3 июня в Госдуму и принятом в первом чтении 20 июня бюджетно-налоговом пакете об этом ни слова.
На Петербургском международном экономическом форуме в ходе дискуссии о налоговых инициативах глава думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров (ЕР) спросил министра финансов: «Что с туристическим-то?». Антон Силуанов сначала заметил, что «еще не вечер», а потом добавил: «Чтобы выверить все нюансы законодательных формулировок, потребовалось время. Такие предложения ко второму чтению будут».
Позднее на пленарном заседании Госдумы глава Минфина подтвердил: туристический налог введут. «Он позволит развивать инфраструктуру муниципалитетов, в первую очередь туристическую, и дополнительно увеличит их ресурсную базу», – объяснил Силуанов.
Выгоды и риски
Автор отвергнутого в 2022-м законопроекта о туристическом сборе Андрей Марков (ЕР) уверен, что в появлении такого сбора заинтересованы и далекие от курортов регионы. В Воронежской области, которую он представляет, только в гостиницах и санаториях останавливается более 1 млн человек в год, «а копейка рубль бережет». Средства пойдут на улучшение условий для туристов, «но и для местных жителей это плюс», отмечает депутат. По его словам, размер сбора по сравнению со стоимостью дня проживания маленький и никого напугать не может.
Туристический сбор не в состоянии серьезно укрепить финансовую самостоятельность местных бюджетов, считает глава думского комитета по региональной политике и местному самоуправлению Алексей Диденко (ЛДПР). «Это крохи», – сказал он «Профилю». Комитет будет настаивать, чтобы турсбор в случае введения полностью зачислялся в бюджет того поселения, где находится отель или гостевой дом, потому что «в основном именно муниципальная инфраструктура претерпевает сверхнагрузки в связи с сезонным наплывом гостей», отметил Диденко. Когда приезжие покупают билеты, сувениры, платят за гостиницу, ресторан, они платят НДС, но этот налог полностью идет в федеральный бюджет.
«Мы все-таки считаем, что этот сбор нежелательно распространять на всю Россию», – заявил «Профилю» вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Сергей Ромашкин. Один из аргументов против – трудоемкость сбора денег, из-за чего в крупных регионах и городах овчинка может не стоить выделки. Впрочем, Ромашкин готов согласиться, что для небольших населенных пунктов это может быть важно: например, в 2018 году, когда Белокуриха вошла в эксперимент, поступления от курортного сбора составили 13% от бюджета поселения – 40 млн рублей. «На эти деньги там много чего можно сделать, а вот для Питера с годовым бюджетом свыше триллиона рублей те 500 миллионов, которые они планируют собрать с приезжих к концу года, будут совершенно незаметны», – говорит он.
«Не видел я туристов, которые рады платить турсбор, к тому же очень много льготных категорий, и в отелях в лучшем случае половина очереди на ресепшен такой сбор платит», – добавил вице-президент АТОР. Напомним: федеральным законом от уплаты сбора освобождены 19 категорий граждан, но регионы вправе этот перечень расширить.
Есть еще одна проблема. «У нас в Краснодарском крае более 50% турсектора – гостевые дома, и есть риск, что платить опять будут не все. Гостиницы, работающие легально, оказываются в невыгодном с точки зрения конкуренции положении», – говорит замглавы думского комитета по туризму и развитию туристической инфраструктуры Наталья Костенко (ЕР).
Депутат Госдумы от Санкт-Петербурга Оксана Дмитриева уточняет, что в тени сейчас находится более половины гостиничного бизнеса (есть же еще посуточно сдаваемые гостям города квартиры), но надеется, что введение туристического сбора «как за ниточку потянет за собой решение вопроса о регулировании гостиничного рынка в целом».
Минэкономразвития предлагает брать сбор с номера в гостинице, а не с проживающего в нем, и установить базовую ставку примерно 65 рублей в сутки.