По данным “Ъ”, НОВАТЭК не сможет начать отгрузку СПГ с проекта «Арктик СПГ-2» раньше марта, ожидая, пока флот проекта пополнится хотя бы одним СПГ-танкером ледового класса Arc7. Санкции США существенным образом тормозят проект, поскольку покупатели пока отказываются брать грузы. Привлекать флот с другого своего проекта «Ямал СПГ» для отгрузок с «Арктик СПГ-2» НОВАТЭК не будет. Компания ждет получения до конца года шести танкеров с южнокорейских верфей, которые и будут возить газ «Арктик СПГ-2». По расчетам “Ъ”, эти суда в оптимистичном сценарии позволят экспортировать до 2 млн тонн СПГ в 2024 году при мощности новой линии в 6,6 млн тонн.
Первая партия СПГ с нового проекта НОВАТЭКа «Арктик СПГ-2» может быть отгружена самое раннее в марте.
Начало отгрузок зависит от того, когда проект получит первый танкер Arc7 с южнокорейской верфи Hanwha Ocean (бывшая DSME), говорят источники “Ъ”, знакомые с ситуацией.
По их данным, пока танкер остается в Корее, и даже если он выйдет с верфи в ближайшее время, то его путь до Гыдана займет около месяца. Только после его прибытия можно говорить о возможности продажи СПГ-партий на спотовом рынке в Азии. Хотя у «Арктик СПГ-2» были заключены долгосрочные контракты на поставку газа, покупатели отказываются брать грузы с попавшего в SDN-list США проекта.
В конце января вице-премьер Александр Новак сообщал, что первая партия СПГ с «Арктик СПГ-2» может быть отгружена в феврале. «По информации, которую в компании дают, это, наверное, где-то февраль месяц»,— говорил он. В НОВАТЭКе “Ъ” не ответили.
Использование флота танкеров Arc7 с пилотного проекта НОВАТЭКа «Ямал СПГ» для перевозок грузов «Арктик СПГ-2», по мнению собеседников “Ъ”, невозможно.
У «Ямал СПГ» есть свой жесткий график отгрузок, и перенаправление танкеров на «Арктик СПГ-2» противоречит интересам прочих акционеров проекта — французской TotalEnergies (20%) и китайских CNPC (20%) и SRF (9,9%). Прежде аналитики допускали, что НОВАТЭК может воспользоваться флотом «Ямал СПГ» для доставки грузов «Арктик СПГ-2» до точек перевалки в Мурманске и на Камчатке.
После введения санкций НОВАТЭК направил покупателям уведомление о форс-мажоре относительно продаж СПГ из своего портфеля в «Арктик СПГ-2». Иностранные акционеры проекта — французская TotalEnergies, китайские CNPC и CNOOC и консорциум японских Mitsui и JOGMEC — также объявили форс-мажор по своим контрактам. Санкции США запрещают любые операции с «Арктик СПГ-2», включая платежи за газ.
Первая линия проекта мощностью 6,6 млн тонн завершает пусконаладку и уже начала производить первый СПГ. Однако производительность линии будут сдерживать ограниченные возможности по отгрузке из-за нехватки танкеров ледового класса.
Кардинально ситуация может измениться в случае, если иностранные акционеры проекта добьются у властей США исключений из применения санкций: в частности, сообщалось, что CNPC и CNOOC готовы инициировать этот процесс.
Как сообщил 7 февраля глава TotalEnergies Патрик Пуянне, европейские потребители продолжают нуждаться в СПГ НОВАТЭКа, но поставлять больше российского топлива в Европу «политически сложно». «Насколько я понимаю, они (НОВАТЭК.— “Ъ”) хотят запустить вторую очередь (проекта). Третья очередь, как я понимаю, приостановлена. Где рынок (для проекта)? Не в Европе. Есть, возможно, только один-два рынка»,— заключил глава TotalEnergies. Сейчас два судна Audax и Pugnax, которые прежде возили модули для строительства первой линии «Арктик СПГ-2», снова движутся из Китая в Мурманск.
Как писал “Ъ” 25 декабря 2023 года, «Арктик СПГ-2» в текущем году может получить максимум шесть танкеров Arc7 — все c южнокорейской верфи. Судовладельцем трех из них должен стать «Совкомфлот», еще трех — японская Mitsui O.S.K. Lines (MOL). Как сообщил 6 февраля в интервью Bloomberg глава MOL Такэси Хасимото, компания после введения санкций больше не может фрахтовать газовозы для «Арктик СПГ-2», поэтому планирует продать их оператору проекта. «Наше контрактное обязательство заключается в том, что если мы не сможем предоставить услуги "Арктик СПГ-2", мы должны продать наше судно "Арктик СПГ-2". Однако есть ограничения (санкции США.— “Ъ”), согласно которым нам не следует заключать такую сделку. Так что это немного сложно»,— пояснил он. Господин Хасимото отметил, что его компания работает с правительствами США и Японии, чтобы найти решение проблемы.
Танкеры с судоверфи «Звезда», которая должна построить в совокупности до 15 судов для «Арктик СПГ-2», в текущем году поставлены не будут, говорят источники “Ъ” среди судостроителей.
Если исходить из того, что танкеры из Южной Кореи будут передаваться равномерно в течение года, НОВАТЭК, по оценкам “Ъ”, сможет экспортировать в этом году до 2 млн тонн СПГ с «Арктик СПГ-2».
По мнению Виктора Катоны из Kpler, главная проблема для НОВАТЭКа заключается в том, что производительность линий по сжижению компании вырастет на 30% с запуском первой линии «Арктик СПГ-2», но количество танкеров фактически остается таким же. Поэтому НОВАТЭКу придется максимально оптимизировать судоходство и увеличить количество перевалок. «Следует рассмотреть использование других судоходных решений, в том числе с вовлечением компаний, которые прежде не были использованы, для того чтобы не растягивать логистику выше допустимого предела»,— полагает он.
С запуском навигации по Севморпути сократится время поставок в Китай, напоминает он, но до следующей зимы НОВАТЭКу точно придется найти больше судоходных опций, чем есть на данный момент. Возможным решением будет привлечение стороннего флота для перевозок газа «Ямал СПГ». «Учитывая танкер LNG Geneva, номинально принадлежащий Gunvor, который НОВАТЭК впервые использовал недавно, я бы не удивился, если бы компания взяла на тайм-чартер судна международных трейдеров»,— резюмирует Виктор Катона.